0
3154
Газета Культура Интернет-версия

08.04.2013 00:01:00

До и после "сурового стиля"

Тэги: выставка, ковчег, павел никонов, суровый стиль


выставка, ковчег, павел никонов, суровый стиль Суровый реализм Никонова не всегда так уж суров. Деревенская сцена. Павел Никонов. 2003. Предоставлено пресс-службой Галереи «Ковчег»

Живопись с 60-х по нулевые кураторы Сергей Сафонов и Игорь Чувилин брали в музее «Абрамцево», у коллекционеров, но главным образом из мастерской самого художника. Назвали «Тогда и теперь». «Тогда» – единственная, кажется, тут графическая работа, этюд к «Геологам», картине, которая была знаковой для «сурового стиля». «Теперь» – эдакий комментарий на полях к этому самому стилю, размышление о значении живописной традиции и о том, что свобода художника – в умении быть шире стилистических границ.
Ни один разговор про Никонова не обойдется без того, что его «Геологи» 1962 года вошли во все хрестоматии, превратившись в одну из программных работ «сурового стиля», который стал реакцией на прилизанный и беспроблемный соцреализм. Но не всегда говорят, что художник хотел свою работу смыть. Показав ее на выставке 30-летия Московского союза художников, он получил не только споры критиков, рассмотревших или не принявших новый язык «Геологов», но и отповедь Хрущева. Охристо-сероватую, плоскостную и условную, как монументальный эпический фриз, нерадужную картину генсек счел (как и «Плотогонов» другого «сурового», Николая Андронова) принижающей реальность. Сегодня обе работы висят в Третьяковке. «Геологи» сохранились благодаря Таиру Салахову, тоже человеку «сурового стиля». «Я положил на пол и хотел залить ее, потому что мастерская маленькая, денег не заплатили, подрамников и холстов нет, – рассказывает Никонов, – а он в это время пришел и говорит: «Сними, отдай мне», – я и отдал. Он привез ее в Баку, и некоторое время она хранилась у второго секретаря ЦК Елистратова, который повесил ее на даче. Он вообще очень поддерживал художников». Никонов давно уже получил звание народного художника России и Госпремию, он член президиума РАХ, но это как будто и не совсем важно – жить художник предпочитает в деревне Алексино.
А акварельный, тот самый «геологический» эскиз открывает нынешнюю выставку. После этой отправной точки – как в жизни художника после «сурового стиля» была группа «Девять», в которой он работал вместе, например, с Владимиром Вейсбергом, было преподавание в Суриковке, которое он оставил лет семь назад, поняв, что этап пройден, – стремление быть разным, умение начинать сначала и пробовать по-иному.
Об этом выставка. Длинный путь с подлинным желанием искать и свободой не умещаться в рамки какого-то стиля. Поэтому в самом начале – «Портрет сына» еще 1956 года – с абсолютной осязаемостью пухлого детского лица и вместе с тем с какой-то почти репинской моделировкой формы, с вниманием к разноцветными мазкам, собрание которых лепит образ. Вспомнишь, как будущий нонконформист Оскар Рабин немногим раньше тоже писал портрет сына – сходный по отношению к форме и столь же отличный от жесткой, даже мрачно-гротескной живописи, что начнется у него спустя несколько лет. Это чуткость к традиции, зная которую двигались вперед. У Никонова появится серия среднеазиатских этюдов, то легких и напитанных светом, то темных, с «тугими» линиями пейзажей, похожих на стиль Александра Древина. У него есть пастозно написанные разделанные туши, откликающиеся на известную картину Хаима Сутина. Или «Натюрморт с бумажной салфеткой», где столешница развернута на нас, как то делал Давид Штеренберг (впрочем, в остальном они совсем разные), а ведь Штеренберг был одним из открытий той самой Манежной выставки 1962-го.
За базовыми, без изысков, сюжетами (разве что в «Пейзаже с космонавтом» мелькнула фантасмагоричность парящей в небе фигурки, как пуповиной привязанной к космическому не кораблю даже – кораблику) – натюрморты, портреты, пейзажи, высохший колодец – есть кое-что еще. Эмоция, пробивающаяся через колорит. То светоносный, когда в 1969-м он писал море, взаимно отражавшееся с небом, и вместе они бросали тонкие отсветы на белую хижину, в тени которой притулились двое. То вдруг тягостное немногословие бурых оттенков в «Натюрморте после пожара»  или просто в оконной раме. На свет белый вытащили даже неоконченные вещи, где видно, как он работает с цветом, решает – вопреки эпохам и стилям – чисто живописные задачи.
Художники-шестидесятники были необходимой, не давшей прерваться художественной традиции альтернативой, сегодня их знают, хотя вместе с тем это поколение не то чтобы потерянное, но оно недоизучено, недовостребовано. По словам куратора Игоря Чувилина, «Никонов – ярчайший представитель левого МОСХа, но он не попал в список нонконформистов, поэтому, когда возник интерес к этому периоду, к Никонову не было такого внимания, как к тем, кто открыто противостоял официальному искусству… В какой-то момент, в том числе и с нашей подачи, возникла идея ярмарки искусства XX века, которая года два или три просуществовала в ЦДХ, но не выжила, потому что там стал доминировать соцреализм».
Никоновские «Геологи» были героями своего времени. Сам он считает, что «сегодня жизнь требует того же. Против нынешнего неомодерна, который призывает видеть в искусстве утеху, оно должно протестовать, опять утверждая суровость жизни… У меня давно было желание переписать «Геологов» на новый лад, потребность в социальной проблематике сейчас по-настоящему актуальна». Тогда и теперь зрело ощущение гнетущей серости, когда жилось вопреки. «Тогда и теперь» – про живописную материю, сквозь которую проступает цвет времени.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
317
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
405
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
323
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
278

Другие новости