0
2957
Газета Культура Печатная версия

16.09.2013 00:01:00

Ария блудного сына

ArsLonga открыли Миша Майский и Дмитрий Лисс

Тэги: музыка, фестиваль, москва


музыка, фестиваль, москва Миша Майский «спел» арию Ленского. Фото PhotoXPress.ru

В Большом зале Московской консерватории стартовал XIII Международный музыкальный фестиваль ArsLonga. Оркестром «Новая Россия» дирижировал Дмитрий Лисс, солировали виолончелист Миша Майский и пианист Иван Рудин. Именно Рудин 12 лет назад организовал форум ArsLonga, где могли бы показать свое искусство молодые музыканты. Многие из них – уже не перспективная молодежь, но зрелые исполнители – продолжают выступать на фестивале наряду с солистами и дирижерами мирового уровня. За прошедшие годы гостями ArsLonga были Наталия Гутман и Элисо Вирсаладзе, Юрий Башмет и Иван Соколов, Хибла Герзмава и Александр Рудин, квартет имени Бородина и даже Дмитрий Александрович Пригов с ансамблем Марка Пекарского. Ежегодно этот список пополняется несколькими громкими именами.
Фирменным знаком ArsLonga стала полистилистика: вечера симфонической и камерной музыки могут соседствовать с программой песен военных лет, выступлением поэта или джазового трио. Так, оба предыдущих фестиваля начинались концертами, смешивающими все жанры: год назад на открытии играл квартет Amarcord Wien, исполняющий классический репертуар силами скрипки, виолончели, контрабаса и аккордеона, еще годом раньше – дуэт «Игудесман и Джу» с шоу «Маленький музыкальный кошмар». Тем веселее нарушить традицию и открыться симфоническим концертом, прежде занимавшим место в конце афиши: среди дирижеров, закрывавших ArsLonga, – Юстус Франтц и Александр Лазарев.
По сравнению с фестивалями прежних лет программа нынешнего выглядит подчеркнуто академично – никакого музыкального хулиганства. 25 сентября в Доме музыки – концерт ко дню рождения Шостаковича: Алена Баева, Борис Андрианов и Иван Рудин исполнят Трио памяти Соллертинского, а также Пятнадцатую симфонию в переложении для фортепианного трио и ансамбля ударных (Дмитрий Власик, Владимир Терехов, Михаил Комаров). 4 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории – программа «Большой театр. Опера и не только»: солисты Большого представят сочинения Франца Шуберта и Жана Франсе, а также наших современников Андрея Семенова и Сергея Лысенко, чья «1001 ночь» написана специально для этого концерта. Не менее изысканный вечер – 9 октября в Камерном зале филармонии, где выступят Максим Пастер, Дмитрий Булгаков, Яков Кацнельсон, Ксения Башмет, Евгений Румянцев, Ася Соршнева и Иван Рудин.
Традиционная часть фестивальной программы – мастер-классы; секретами мастерства поделятся Владимир Тропп, Михаил Воскресенский, Александр Бондурянский, Андрей Писарев (фортепиано), Вольфганг Эмануэль Шмидт (виолончель). В этом ряду хорошо смотрелось бы и имя Миши Майского, однако прославленный виолончелист от мастер-классов упорно отказывается. В свои 65 лет он считает, что еще не готов к преподаванию и что его игра может сказать молодым исполнителям больше любого урока. На открытии фестиваля Майский сыграл Адажио с вариациями Респиги и Концерт ля минор Сен-Санса. Его манера исполнения по-прежнему может показаться до некоторой степени преувеличенно романтической, но это впечатление достаточно быстро уходит, а глубокий, певучий звук виолончели не оставляет сомнений в том, что играет один из любимых учеников Ростроповича, называвшего Майского своим «блудным сыном».
На бис были исполнены переложение арии Ленского для виолончели с оркестром – тут Майский безупречен – и Прелюдия из Первой виолончельной сюиты Баха, оказавшаяся на удивление торопливой. А в первом отделении царили Дмитрий Лисс с «Ромео и Джульеттой» Чайковского и Иван Рудин с Первым концертом Рахманинова. Оркестр «Новая Россия» не слишком чутко реагировал на указания дирижера и все же звучал существенно более собранно и азартно, чем год назад под управлением Юстуса Франтца. А Иван Рудин убедительно доказал, что Первый концерт Рахманинова незаслуженно остается в тени Второго и Третьего. Фестиваль завершится 20 октября в Рахманиновском зале консерватории; два шедевра камерной музыки ХХ века – «Квартет на конец времени» Мессиана и Фортепианный квинтет Шостаковича – сыграет интернациональный ансамбль солистов во главе с Антоном Бараховским, концертмейстером Оркестра Баварского радио.   

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мэрия Москвы согласовала проведение 31 мая митинга "За свободу собраний"

Мэрия Москвы согласовала проведение 31 мая митинга "За свободу собраний"

0
162
Лариса Садилова: "Я ее все-таки сняла, сегодняшнюю Анну Каренину"

Лариса Садилова: "Я ее все-таки сняла, сегодняшнюю Анну Каренину"

Ольга Галицкая

Кино о другой России

0
443
На Гран-при ФИДЕ начинаются решающие сражения

На Гран-при ФИДЕ начинаются решающие сражения

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Новая формула соревнования оказала заметное влияние на тактику участников

0
405
Слова – пришельцы  из будущего

Слова – пришельцы из будущего

Марианна Власова

Татьяна Данильянц о Геннадии Айги, Татьяне Бек и «Светлейшей Венеции», где мысли идут по-другому

0
672

Другие новости

Загрузка...
24smi.org