0
2021
Газета Культура Интернет-версия

07.10.2013 00:01:00

Пляска в невесомости

Тэги: современное искусство, биеннале


современное искусство, биеннале

У биеннале своя структура. За основным проектом следуют специальные гости, спецпроекты и события параллельной программы. Все вместе – огромный вал, как говорил в одном хорошем фильме герой Евгения Евстигнеева, «событиев у людей, событиев…» Из них, тех, что с приставкой «спец», мы выбрали несколько, как представляется, наиболее важных. По десятибалльной шкале оцениваются, впрочем, считать и оценивать в этот раз было сложно, проекты сильные – замысел выставки, выразительность работ и вид экспозиции (кураторская работа), то есть ансамбль работ, если он сложился.
1–2. Реконструкция
Спецпроект. Куратор: Елена Селина
Фонд культуры «Екатерина», до 24 ноября
Концепция
Визуальный ресурс
Экспозиция
30 очков
Реконструируют недавние 1990-е, подарившие отечественному искусству галерейную жизнь. Годы эти не то что подзабыты, а скорее недопоняты и нуждаются в новой рефлексии. Первый акт реконструкции сфокусирован на 1990–1995-м, вторую пятилетку публике явят 18 декабря. Собственно, эта рефлексия, материальным отпечатком которой останутся книги-исследования (замена традиционным каталогам вполне в духе заглавия показа), нужна не только чтобы вернуться к корням, к первым галереям. Но и чтобы, поднявшись по прошествии времени над эпохой, зафиксированной очевидцами и участниками, застолбить ей место в истории искусства (академической в том числе). Комнаты «Екатерины» поделены между галереями (здесь и «Первая галерея», и галерея в Трехпрудном, и Айдан галерея, и XL…), представленными дайджестом самых ярких их проектов: у Гельмана среди прочего, конечно, Александр Бренер и человек-собака Олег Кулик. А вместо экспликаций к выставкам прошлого – критика тех лет, распечатанная на обыкновенных листах А4, по-домашнему, и кажется, в духе эпохи, когда все только начиналось и делалось своими силами.
1–2. Вадим Захаров. Пляска мертвых языков.
Осенняя коллекция одежды
Спецгость.
ЦУМ, до 20 октября
Концепция
Визуальный ресурс
Экспозиция
30 очков
Резидент павильона России на нынешней Венецианской биеннале, любитель сложносочиненных интеллектуальных конструкций, опирающихся на эффектный визуальный образ, в Москве Вадим Захаров говорит о культуре языка (и общения), о моде и преходящести, о современном сленге и, наконец, об отсылках к средневековым пляскам смерти. Без воздеваний рук к небесам, с изрядной долей сарказма, хотя происходит все под крышей модного универмага. Пожилые дамы возят по подиуму (дежурящие в зале девушки говорят, магазин помогал одеждой) детские коляски, из коих торчат мужские сапоги. По пути следования – сводки ЮНЕСКО: сколько языков и когда погибло, какие у порога небытия. Плюс  блюда с высунутыми языками и постаменты со скелетами в рванье, время от времени начинающими разминать кости и пускающимися в пляс. И еще тут есть виртуальные окна – переписка в чате, язык в аранжировке жаргона. Вынашивание, рождение, жизненный цикл, dress code как культура общения и искусство общения, что поважнее тряпок – в ритме танца, в ритме шага, удаляющегося по подиуму.

3. Утопия и реальность? Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы
Спецгости. Кураторы: Чарльз Эше (Музей Ван Аббе, Эйндховен), Ольга Свиблова
Мультимедиа Арт Музей, до 17 ноября
Концепция
Визуальный ресурс
Экспозиция
29 очков
Превратившая МАММ в «тотальную инсталляцию» выставка разыграна как по нотам: утопический пафос возведения нового мира для большого народа у конструктивиста Лисицкого и коммунальные будни с чьим-то скарбом, с обрывками чьих-то разговоров у концептуалиста Кабакова, там же проекты памятников лидеру и тирану. Тезис-антитезис, тема с вариацией. Все замечательно, не вполне понятно только, почему вслед за Лисицким встал именно Кабаков.

4. Невесомость
Спецпроект. Куратор: Елена Селина
«Рабочий и колхозница», до 15 октября
Концепция
Визуальный ресурс
Экспозиция
26 очков
Что чувствует человек, когда нет опоры под ногами? Если минуту, а если экзистенциально? Как реагировать на неопределенность – и политическую, и непредсказуемость (или напротив, удручающую повторяемость) общественной реакции художнику? Зависнуть, подождать, подстроиться, терпеть, когда в любой момент все того гляди бухнется в тартарары? Об этом – Сергей Шеховцов, Ирина Корина, «Синий суп» и другие. На всех ярусах музейно-выставочного центра под каблуком у героев Веры Мухиной.

5. Джон Балдессари. 1+1=1
Спецгость. Кураторы: Кейт Фаул, Ханс Ульрих Обрист
«Гараж», до 24 ноября
Концепция
Визуальный ресурс
Экспозиция
21 очко
Классик концептуализма, Балдессари привез свежие работы – серии «Раздвоение», «Двойной киносеанс», «Две главные роли» и «Двойной альбом». Там, например, совмещаются фрагменты разных картин прошлого (скажем, Дюшан с Малевичем) с подписью только одного из художников. Такие вот сочетания образов да слов (названий песен и кинолент в жанре нуар) и увлекают художника, пытающегося высечь из двух разных элементов искру нового смысла. Можно, конечно, увлечься процессом, но угадать частенько сложно (рассказывают, что даже один маститый куратор распознал далеко не все). Впрочем, художника, кажется, случающиеся моменты несчитываемости не заботят. Завидная самодостаточность.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1040
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1244
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1701
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1393

Другие новости