0
2214
Газета Культура Интернет-версия

25.11.2013 00:01:00

Кузькин за столом и Кулик с хулахупом ответили за «здесь и сейчас»

Тэги: современная культура, выставка, перформанс


современная культура, выставка, перформанс Перформанс Андрея Кузькина – произведение искусства в каждые руки. Фото автора

Выставка, подготовленная Роузли Голдберг, специалистом по перформансу, автором ставшего классическим исследования «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней», основательницы биеннале Performa, посвящена перформансу нулевых. Подготовлен показ вместе с фондом Independent Curators International и Performa. В названии «Performance Now. Антология 2000-х годов» есть занятная игра слов, и то самое Now отсылает не только к современности как протяженному периоду, но и к проблеме экспонирования документации перформанса, весь смысл которого в том, что происходит здесь и сейчас. За «здесь и сейчас» на открытии отчитались российские художники.
Построенный Константином Мельниковым Бахметьевский автобусный парк уже был площадкой для показа энциклопедии перформанса. Три года назад, когда здесь квартировался центр современной культуры «Гараж», та же Роузли Голдберг вместе с Клаусом Бизенбахом привезла сюда экспозицию «100 лет перформанса». Кроме того, прежде чем переместиться в парк Горького, «Гараж» устроил тут ретроспективу Марины Абрамович (ее, в свою очередь, курировал Клаус Бизенбах), для которой «бабушка перформанса» придумала новую работу, а волонтеры воспроизводили ее прежние выступления. Логично, что в созданном Мельниковым пространстве показывают и отчет о перформансе прошедшего десятилетия. Вопрос лишь в принципе экспонирования. Сейчас это только документации (организаторы, впрочем, подчеркивают, что они обработаны в полноценные произведения) – преимущественно видео и пару раз фотографии.
Исходные данные в новой задачке – 18 художников. Среди них, естественно, Марина Абрамович («Семь легких пьес» – хорошо известная видеоинсталляция, зафиксировавшая, как Абрамович воспроизвела наряду с двумя своими работами знаменитые перформансы, например Йозефа Бойса или Брюса Наумана). Есть тут уже показывавшаяся у нас художница Яэль Бартана, есть Уильям Кентридж, группа Клэр Фонтен, дуэт Аллора & Кальсадильи, Сантьяго Сьерра… и менее известные в России авторы. Самый короткий видеоотчет о проделанном длится 2,5 минуты, самый длинный – 12 часов, но в среднем от 17 до 40 минут.
Российских художников в подборке Голдберг нет, но они вписали себя в вернисажную хронику, став единственными на выставке «здесь и сейчас». Олег Кулик, спонтанно подыгрывая методично крутящей хулахуп героине из перформанса Кристиана Янковски, сам взялся за один из лежавших на полу обручей. Один из главных молодых перформансистов Андрей Кузькин подошел к делу с парадоксально серьезной иронией: не хуже конторского служащего уселся за стол и под плакат о том, что каждый может получить произведение искусства в подарок. Очередь страждущих, делившихся с ним чем не жаль и получавших вещи обратно преображенными рукой художника, не иссякала.
В каталожной статье арт-критик Ирина Кулик пишет, что ключевой особенностью современных перформансистов стало не самостоятельное действие (но не всегда – многие по-прежнему выходят на публику сами), а привлечение других исполнителей, что с одной стороны, уводит от первоначальной традиции, но с другой, возвращает к самому термину performance – «исполнение». В эту мозаичную панораму попали и размышления о природе искусства: от короткого скетча Уильяма Кентриджа («Урок рисования 47»), где он раздваивается и интервьюирует сам себя, словно отвечая всем интервьюерам мира, склонным в двух словах расспросить о самом главном, – до названных «Семи легких пьес» Абрамович и «Антологии» Клиффорда Оуэнса, на свой лад воспроизводящего ключевые перформансы других афроамериканских авторов. Здесь безмолвно, но звучат размышления о политике у Регины Хосе Галиндо (к слову, получившей «Золотого льва» как молодой художник на Венецианской биеннале 2005-го). В лаконичном перформансе 2003 года «Кто сумеет стереть следы?» она просто идет босиком по улице от здания суда до национального дворца Гватемалы – и оставляет кровавые следы, выступая против баллотирования в президенты диктатора Риоса Монтта. От политики к частной жизни переходит Гай Бен Нер: его «Ускользающая красота» не имеет ничего общего с одноименным фильмом Бертолуччи и воспроизводит стереотипы внутрисемейного поведения в типовом мебельном магазине.
Антология, как обозначен жанр происходящего, вряд ли покажет картину мира, скорее это сбор наблюдений, акценты на имена. Потому кажется, что выставочная конструкция то там, то тут начинает распадаться. Можно, конечно, свалить все на не самым удобным образом выстроенную экспозицию (делали ее Ольга Трейвас и Ася Баранова из бюро FORM). Пространство огромного зала, где экраны то убраны в закутки, за занавеску, то висят на стенах и выгородках, походит на гигантскую гостиную с зашкаливающим числом телевизоров. По каждому показывают что-то, что хозяин дома вам очень рекомендует. Это хорошо – по части истории мирового перформанса в России еще предстоит сделать не одну образовательную выставку. Но никакие сквозные линии тут не артикулированы, и смотря все это вразброс, как в каталоге, остается лишь довериться выбору куратора.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
187
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
309
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
220
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
124

Другие новости