0
1896
Газета Культура Интернет-версия

10.02.2014 00:01:00

Поза успеха

Тэги: выставка, советский спорт


выставка, советский спорт Какая она, поза успеха? Фото автора

В Институте русского реалистического искусства показывают «Красоту успеха. Советский спорт», расширенный вариант экспозиции, которую возили в декабре в Лондон и теперь с помпой открыли в Москве. Как уверяют организаторы, когда проект задумывался, его не думали подверстывать к Олимпиаде – хотя принты некоторых работ продемонстрируют и в Сочи. Версия про успех получилась масштабной и не без нотки пафоса, но выставочного задора хотелось больше. 

На вопрос «По какому принципу развешаны работы?» сокуратор «Советского спорта» Надежда Степанова (выставку она делала с Ксенией Карповой) отвечает: «По декоративному». «Красота успеха» в сопроводительных материалах то попадает в название, то уходит из него, оставляя «Советский спорт» в гордом одиночестве, но посыл такой, чтобы и успех, и красиво – не оставляет сам показ. Так вот «Красота успеха» – это размах «Водного праздника» Георгия Нисского, с вышками и парусниками на фоне облаков, это динамика рассекающих водную гладь бодрых советских граждан на водных лыжах у Владимира Кутилина, это стадионы, это мчащиеся лыжники, это эмблематичные позы спортсменов и спортсменок в «Советской физкультуре» Александра Самохвалова в голубых, красных и белых тонах (спортивная форма, флаг и небо). Еще это «Климент Ворошилов на лыжной прогулке» одного из главных соцреалистов Исаака Бродского, это берлинские футболисты команды «Герта» у Николая Загрекова, футбол в Антарктиде и в обществе пингвинов у Валерия Грызлова. Словом, динамично и с ощущением, что спорт – от Москвы до самых до окраин. Художников собрали всех калибров: и экспериментаторов, и соцреалистов, и мрачноватый «суровый стиль» Виктора Попкова, и умерших, и здравствующих. Даже contemporary art сюда пробрался – главное для организаторов, чтоб работа была реалистическая. На такой реалистической картине Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой – Владимир Путин. Называется портрет «Гений дзюдо» и висит скромно в углу, откуда нынешний президент (впрочем, писалась работа в 1999–2000 годах), сидючи в кимоно, благосклонно оглядывается назад и взирает на большой зал с картинами-скульптурами-рисунками. 

Приятно думать, что ты не ошибся – пусть в самой малости. Ну то есть вдруг там был особый замысел, а ты его не считал, но декоративный принцип непринужденно снимает обязательства по сложносочиненности. И пусть тут не только советский спорт, если нашлись другие работы (кроме собрания ИРРИ задействованы музейные, даже Русский музей, и частные коллекции) – подойдут для мозаичной духоподъемной спортивной панорамы. И кое-где даже с чувством юмора подошли к делу – одной из лучших частей выставки стал раздел Леонида Сойфертиса с долговязыми баскетболистами, с молодой мамой, физкультурничающей на стадионе без отрыва от детской коляски. С пухлой метательницей ядра и с напыщенными «Победителями». Быстрые, характерные рисунки. 

Но все-таки если про красоту, и раз уж привлечены музеи, напрашивается вопрос, например, о прозванной «советской Джокондой» «Девушке в футболке» Александра Самохвалова. Ставший иконическим образ находится не так далеко – в Русском музее. 

Красота, конечно, спасет мир, и спорт ей поможет. И все-таки красоты для выставки недостаточно: настоящие спортсмены одним своим видом могут поднять боевой дух, но раз уж искусство еще со времен Платона – лишь тень на стене пещеры, хотелось бы знать, что эти тени каждый раз говорят. Каталожный (а принцип экспонирования получился таким) сбор найденных по теме вещей на кураторское слово не тянет. Потому хотя бы, что очень разношерстная подобралась компания – в таких случаях куратор берет на себя роль поводыря для зрителя, самой развеской и расстановкой экспонатов проговаривая свою мысль. Показанные вперемешку (только замечательным фотографиям Льва Бородулина сделали круглую выгородку в отдельном зале, да и то, видимо, из-за нехватки места в зале основном), работы только-только начнут говорить о своем – об авторском стиле, о пресловутом «что хотел сказать художник» – как соседи не подхватывают, а перебивают их мысль. Впрочем, разведя руками, остается признать, что каталог не предполагает ни высказывания, ни режиссуры – просто показывает.

Еще про спорт

Спорткульт. Галерея «Проун»,  до 30 марта

Москва и спорт. Музей Москвы, до 1 апреля

Россия на Олимпиадах. Мультимедиа Арт Музей, до 23 февраля

Сезон побед! ЦВЗ «Манеж», до 2 марта

По ту сторону Сочи. Томас Дворжак. Галерея «Победа», до 6 марта

Обратный отсчет. Олимпийские игры сквозь время. Галерея Нагорная, до 2 марта


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1064
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
965
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1818
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
814

Другие новости