0
41509
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2014 22:44:00

ЗИП-ЗИП ура и свобода рефреном

Тэги: инновация, мамышевмонро, бреус, миловзорова, гаврилова, корси, пирогова, альберт, селин, екатерина деготь, ЗИП, булатов, бобринская


Пропускная система с одной рамкой металлоискателя справлялась с потоком гостей неспешно, но ожидающих развлекал активист «Другой России» Матвей Крылов — он раскрыл чемоданчик с целой россыпью напоминавших премиальные статуэток, с которыми готов был расстаться за 100 рублей. Современное искусство чутко реагирует на время, и хотя жестких политических проектов в этом году в конкурсе не было, слова о свободе и в искусстве, и в жизни звучали тем вечером рефреном.

По традиции церемонию ставил Андрей Сильвестров, и по традиции же вручали «Инновацию» голосом Сергея Чонишвили. На этот раз на экране он весь превратился не в слух, а в голос, представ в виде эдакой улыбки Чеширского кота. Объявление призеров во время вручения «Инновации» предваряли конферансы Кабаре Безумного Пьеро. Но сначала вспомнили Ольгу Лопухову - в нынешнем году день вручения премии совпал с днем рождения ушедшего в 2009 году куратора и первого директора «Инновации».

Напомним, вне конкурса награда «За творческий вклад в развитие современного искусства» посмертно присуждена Владу Мамышеву-Монро, премию Артемий Троицкий вручил его матери. Второй внеконкурсный приз ушел к Шалве Бреусу и фонду «АртХроника» (он с недавних пор называется BREUS Foundation), которые дали старт издательской программе, но закрыли прошлым летом журнал «Артхроника». Не обошлось на церемонии и без скандальных нот. Когда замминистра культуры Елена Миловзорова поднялась на сцену вручить премию, из зала художник Денис Мустафин стал скандировать «Слава России! Героям слава!».

В целом нынешний конкурсный извод не принес особых интриг в главных номинациях. Было бы странно, если бы двухчастная «Реконструкция», один из главных выставочных проектов сезона, подготовленный Еленой Селиной, не получил звания лучшего «Кураторского проекта» (и 500 000 рублей).

Ожидаемо было и то, что награда в позиции «Новая генерация» (200 000 рублей) найдет героя, вернее, героиню в лице Саши Пироговой с повествующим о завсегдатаях Ленинки веселым видео «Библимлен». На ученицу Кирилла Преображенского по Школе Родченко, очевидно, возлагают большие надежды - ее уже номинировали на Премию Кандинского (правда, в победители она не вырвалась), а сейчас «Библимлен» показывают на фотобиеннале. Кроме основного приза к ней ушел и спонсорский — трехмесячная стажировка в Париже от посольства Франции.

В остальном партнеры «Инновации» поощрили спецпризаами тех, кто не попал в лауреаты, таким образом словно стараясь максимально расширить охват награжденных. Так, тоже перешедших в номинанты «Инновации» с Премии Кандинского Софью Гаврилову и Алексея Корси с проектом «Кому принадлежит тень от зонтика, или Don't even think of touching my parasol» (номинация «Новая генерация») поощрил Stella Art Foundation — художники поедут на Венецианскую архитектурную биеннале. В ответном слове Софья Гаврилова выразила надежду, что «и дальше у нас будет возможность свободного высказывания». А Тамаз и Ивета Манашеровы отметили исследование Екатерины Бобринской «Чужие? Неофициальное искусство: Мифы, стратегии, концепции», в то время как главную награду в той же категории «Теория, критика, искусствознание» (500 000 рублей) забрал Дмитрий Булатов со второй частью антологии «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии». Выйдя на сцену, Булатов говорил о том, что «сегодня мы живем в очень сложное время, в то время, когда каждый должен делать свой осознанный выбор», и сославшись на Игнатия Лойолу, перефразировал его слова: «Мы имеем возможность всматриваться в образы ада, чтобы вера наша и наше современное искусство приобрели благочестивый характер».

Самая большая интрига на сей раз была вокруг позиции «Региональный проект» (400 000 рублей), и тут чемпионами наконец стали группировка ЗИП и активисты КИСИ с отчетной выставкой самопровозглашенного Краснодарского института современного искусства «Краснодар: Линии на плоскости. История КИСИ». ЗИПов уже номинировали и на «Инновацию», и на Премию Кандинского, но им как-то несчастливо не удавалось дойти до победной точки, и это было тем более обидно, что и на московской художественной сцене их знают и ценят уже несколько лет. Не без сарказма художники пообещали — раз у них уже имеется собственный институт современного искусства — теперь организовать фонд и продвигать contemporary art консервативно, с казаками.

Наконец, Гран-при в главной номинации «Произведение визуального искусства» (800 000 рублей) отдали проекту Юрия Альберта и Екатерины Деготь «Что этим хотел сказать художник?». Забиравший приз Альберт тоже говорил о свободе, о том, что «искусство строится не на единении, а на противоречиях, на спорах и раздорах и при этом на толерантном отношении к противнику. Искусство устойчиво только тогда, когда у него есть разномыслие», много несогласных как точек опоры – «и не только искусство, но общество и государство тоже».

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
769
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1451
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1284
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2419

Другие новости