0
12370
Газета Культура Интернет-версия

17.11.2014 00:01:00

Протест есть, не хватило "ха-ха"

Тэги: марат гельман, выставка, цензура, актуальное исксусство, винзавод


Анатолий Осмоловский. Автопортрет.	Фото автора
Анатолий Осмоловский. Автопортрет. Фото автора

Нет, понятно, что свободолюбивые художники дерзят, выступая против  цензуры, запрета мата, гомофобии. В некотором смысле их можно понять – на агрессивные запреты хочется отреагировать симметрично. Словами, которые тут нельзя процитировать и которые то и дело тянет сказать не только в адрес цензуры, но, увы, и по отношению к теперешней выставке. Впрочем, все это воспринимается иначе, учитывая, что этот проект – видимо, последний перед отъездом Марата Гельмана в Черногорию, где он будет заниматься созданием Европейского культурного центра, который откроется в Будве в начале 2015-го. Но Гельман настаивает: это не эмиграция – и в посте на странице в Facebook обещал постараться «сохранить галерею на Винзаводе».

Что до выставки, хвалить ее сложно, ругать – смешно. Когда свободу ограничивают даже в слове простом и нецензурном (остается уповать, что законотворцы изъясняются на чистом – литературном языке) в кино, на сцене и в общественных местах, вызывая трагикомические повороты в обращении, например, к литературной классике, тут уж наболело и тянет ответить резко. 

Впрочем, это не единственный сюжет «Цензуры…» – тут и про закон о запрете пропаганды гомосексуализма, и про клерикализм и оскорбление чувств верующих. И про протестные настроения последних лет. И вроде радоваться надо, что актуальное искусство идет в ногу со временем, откликается на него, не отсиживаясь в сторонке – а не скучно рассуждать, что вот тема – да, яркая, а исполнение подкачало.

«Если вас оскорбляет мат, целующиеся мужчины и женщины, фигуры Ленина, Сталина, Папы Римского, не ходите сюда», – объявление встречает у входа всех любителей оскорбляться. Ни добавить, ни убавить. Разве что вспомнить, как на Винзавод не раз прибывали разного рода активисты, очевидно, желая оскорбиться и зная, что найдут, к чему придраться. 

История повторилась, хотя пока в меньшем масштабе. В инсталляции Лусинэ Джанян и Алексея Кнедляковского «Белый круг» с бумажными фигурками с лозунгами, увиденными на разных митингах и маршах, появились повреждения. Православный активист Дмитрий Энтео уже прокомментировал в субботу это в своем Twitter: «Уничтожили два «экспоната» с грязными оскорблениями в адрес Церкви и кощунством на выставке на Винзаводе…», и следом: «Я думаю, что за остальным завтра придем с ОМОНом…» Ну, зачем себя раззадоривать и применять свои мерки к творчеству, у которого собственные законы и своя территория... Вопрос риторический.

Название показа – чуть трансформированный слоган с лозунга прославившегося организацией в Новосибирске «Монстраций» Артема Лоскутова – у него на алой ткани красуется «Цензура, шлю ха-ха». Вместе с «Белым кругом» Джанян–Кнедляковского и «Автопортретом» Анатолия Осмоловского в виде золоченого, забронзовевшего (и из этого материала сработанного) Патриарха – пожалуй, это три главные тут работы (с которыми можно соглашаться или нет, но они – смысловые оси высказывания). Самим образом трудно удивить – еще в 1999-м итальянский художник-провокатор Маурицио Каттелан наделал шума скульптурой «Девятый час», где Папа Римский пал, поверженный метеоритом. У Осмоловского про другое – на посохе Патриарха «Черный квадрат», на груди – иконки со знаком доллара, с Олегом Куликом – собакой, на митре – клейма с фото скандальных перформансов: Pussy Riot, Авдей Тер-Оганьян рубит репродукции икон, Олег Мавроматти прибит к кресту в перформансе «Не верь глазам…». «Автопортрет» Осмоловского остается на территории актуального искусства, а Urbi et orbi показывает фигу.

Сложность в том, что публицистика, назовем это так, перетянула «Цензуру…» на свое поле, и, по-моему, это не сложилось как выставка. Потому что человек кричащий перестает быть убедительным. Здесь у Ивана Тузова есть пиксельный вождь народов, говорящий слово из трех букв, есть памятник из этих трех букв этому самому слову у соцартиста Леонида Сокова, есть рисунки Алексея Курипко с «ненормативными девочками», обсуждающими в соответствующем ключе «Лолиту» и улыбку Джоконды, – и они ничего особо не добавляют к сказанному теми тремя. Но когда игрушечная «Тяжелая и легкая артиллерия» из дерева с нецензурными надписями у Влада Юрашко слишком разрастается, когда знаменитая «Эра милосердия» с целующимися милиционерами у «Синих носов» получает продолжение в виде футболистов, железнодорожниц, хасидов и балерин, это уже бьет в одну точку и – в итоге – мимо цели. Как и картины Авдея Тер-Оганьяна, где к кубистическим мотивам присовокуплены нехитрые слова. 

Шутка, повторенная дважды, трижды… В итоге реприз столько, что они не действуют, это протест, сила которого начинает работать против себя. Про цензуру есть, про проституток тоже, а ха-ха не хватает. Потому что на трех работах выставке трудно удержаться. Но тем не менее нужно ли повторять известное про то, что если с чьим-то мнением и не согласен, у всякого должно быть право его высказать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
274
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
350
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
280
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
239

Другие новости