0
1993
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2014 00:01:00

Овсянка, сэр? – Нет. Чай и терменвокс!

Тэги: выставки, москва


выставки, москва

В личном списке корреспондента «НГ» из работающих сейчас выставок верхние строчки занимают показ коллекции авангарда Георгия Костаки в Третьяковке, Пауль Клее в Пушкинском и «Музей с предсказаниями», сделанный Музеем современного искусства, но о них «НГ» уже писала. Ценителям английского стиля можно посоветовать «Непревзойденный Веджвуд» в Музее декоративно-прикладного искусства, но и про него уже было в «НГ-антракте». Только это ведь не все. Мы выбрали еще несколько выставок, которые тоже могли бы стать частью каникулярных маршрутов. Напомним, по 10-балльной шкале оцениваются идея, выразительность работ и то, как выстроена экспозиция.

Пионеры звука. ЦСИ «Винзавод», Цех Красного, до 1 февраля

Куратор: Андрей Смирнов

Концепция 10

Визуальный/аудиоресурс 9

Экспозиция 7

Синтезатор Макса Бранда, ритмикон, терпситон, терменвокс, гармониум, экводин, парторг Штрянин из Куйбышевского края с его 23-струнной гитарой, эксперименты с графическим и орнаментальным звуком, синтезатор АНС (по инициалам Скрябина), разработанный Евгением Мурзиным и пригодившийся, в частности, на съемках «Соляриса», шумовые машины Владимира Попова (несколько лет назад замечательную выставку посвятил им Политех) и «Симфония гудков» Арсения Авраамова – порой сложная для восприятия, но очень информативная выставка про людей, которые не просто ждали, а провоцировали перемены. Плюс параллели с европейским процессом. Основатель и директор «Термен-центра», научный сотрудник и преподаватель консерваторского Центра электроакустической музыки и Школы Родченко Андрей Смирнов собрал, где возможно, инструменты и видеозаписи, архивные документы и сделал подробные объяснения, как это все работало (или не всегда работало, как с терпситоном) и кому пришло в голову. Это второй проект в новом цикле Винзавода «Фокус на реальность», он получился музейного уровня.

26 баллов


В гостях у Родченко и Степановой. К 120-летию со дня рождения В.Ф. Степановой. ГМИИ имени А.С. Пушкина, до 8 марта. Кураторы: Александр Лаврентьев, Алла Луканова, Алексей Савинов

Концепция 9

Визуальный ресурс 9

Экспозиция 8

Довольно энергично построенная выставка-биография – хотя музейным стенам, конечно, нужны витрины, которые не дают сократить дистанцию и почувствовать себя в гостях, – показывает, где знаменитая пара шагала, что называется, в ногу, а где каждый уходил в свою сторону. Показывает, что они делали в журнальной графике, в театре и в живописи, выставляет личные вещицы вроде театрального бинокля и семейных писем – у Пушкинского крупнейшее в мире собрание Родченко–Степановой. Среди вещей хрестоматийных, как модель родченковского Рабочего клуба, - его фотоопыты с ракурсами и придуманные вместе с Маяковским плакаты.

26 баллов

Сальвадор Дали и медиа. Московский музей современного искусства, Гоголевский, 10, до 1 февраля. Куратор: Алена Долецкая

Концепция 8

Визуальный ресурс 8

Экспозиция 8

«Удалось ли показать Дали по-новому?» – такой вопрос приходилось слышать в связи с выставкой из Фонда Гала–Дали в Фигерасе, которая, впрочем, как ни отвечай, все равно в очередной раз привлекла внимание к одному из самых популярных эгоистов от искусства. По-новому – пожалуй, но в том смысле, что львиную долю журнальных обложек (включая постаревшего мэтра в «Илустрована политика») и, к примеру, Дали, изобразившего во славу чулок Bryans веер женских ног, большинство зрителей едва ли знало. Подано это даже с иронией – то есть сводки всяких рекордов Дали в цифрах – само собой, но когда початые временем журналы укладывают, как ювелирку, на бордовую ткань витрины в форме бриллианта, это вызывает улыбку.

24 балла

«Английский завтрак» в России. Конец XVIII – XIX век. Государственный Исторический музей, до 3 марта. Куратор: Дарья Тарлыгина

Концепция 9

Визуальный ресурс 8

Экспозиция 6

Завершающий перекрестный Год культуры России и Великобритании «Английский завтрак» подан в двух довольно тесных залах не так эффектно, как посвящение Веджвуду в Музее ДПИ, но его ценность в другом. Есть, конечно, и Веджвуд, и заводы Киселева, и Гарднера, и Корниловых, и много чего вокруг – вокруг английского чаепития и завтрака (который в иных случаях включал эль). Так вот главное, тут показывают, как англичане влияли на российского производителя и как сами стали производить изделия на экспорт с российской тематикой. А для любопытных почти в каждой экспликации приведены клейма заводов, интересный знаточеский материал.

23 балла


Выставка Карлсона. Государственная галерея на Солянке (ГосГанс), до 1 февраля. Кураторы: команда под руководством Кати Бочавар и Федора Павлова-Андреевича при участии Павла Шведова

Концепция 7

Визуальный ресурс 8

Экспозиция 6

«Хотите плюшки пособирать пылесосом?» – спрашивает смотрительница в фартуке Фрекен Бок. Тут Карлсон, которого в Россию привела Лилианна Лунгина, появляется и в раскадровках к фильмам Анатолия Савченко и Юрия Бутырина, и на экране, и на сцене (Карлсон–Спартак Мишулин в Театре сатиры или Малыш–Алиса Фрейндлих в Театре имени Ленсовета), и в старых игрушках со смешными шевелюрами, и в Instagram-части в формате примерки костюмов героев. К этому пристегнуто актуальное искусство – например, раздувающиеся простыни с прорезанными группой «МишМаш», как у привидений, глазами–носами–ртами – с заглавием «Пока не скажут стоп». Только эта contemporary часть самая уязвимая: за исключением специально под выставку созданных вещей, она относится к Карлсону с большой натяжкой. Например, «МишМаш» сделали работу в 2013-м, и она ассоциировалась скорее с протестным движением и жаждой свободы слова. «Лучший в мире арт-аттракцион этой зимы» – подобные подзаголовки следуют за каждой новогодней выставкой ГосГанса. Но эти опусы как сериал: если видишь первый раз, любопытно, а потом замечаешь, что производится это по одному лекалу – героев подверстывают к раз придуманной выставочной схеме.

21 балл


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
939
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1046
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1321
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
934

Другие новости