0
5244
Газета Культура Печатная версия

03.07.2015 00:01:00

В ожидании абсолютного чемпиона

Сегодня объявят обладателя Гран-при XV Международного конкурса им. Чайковского

Тэги: музыкальный конкурс, конкурс чайковского, гранпри, петербург


музыкальный конкурс, конкурс чайковского, гран-при, петербург Денис Мацуев указывает Дмитрию Маслееву дорогу в большое будущее. Фото с сайта www.tchaikovskycompetition.com

XV Международный конкурс им. Чайковского завершился. В среду со сцены Концертного зала им. Чайковского были объявлены имена лауреатов, вчера в присутствии Владимира Путина состоялся первый гала-концерт лауреатов. А имя обладателя Гран-при конкурса объявят сегодня в Санкт-Петербурге. 

Гран-при и статус абсолютного победителя конкурса и приз в размере 100 тыс. долл. присуждаются лауреату первой премии по одной из специальностей. По мнению профессионального сообщества, этот почетный статус просто некому присудить. К сожалению, среди лауреатов первых премий нет музыканта, который бы в равной степени сочетал одаренность, хорошую школу, владение стилем и – не в последнюю очередь – аудиторией.    

Все спикеры из членов жюри, выходившие на сцену для вручения наград, отмечали феноменальный уровень участников, искренне благодарили молодых музыкантов за одну лишь возможность их услышать. 

Самым слабым был, пожалуй, конкурс у вокалистов, состав финалистов здесь озадачил многих: трое из четырех певиц – из Санкт-Петербурга, двое – из Мариинского театра, первую премию получила Юлия Маточкина, солистка Академии молодых певцов Мариинского театра (в составе жюри, напомним, Лариса Гергиева – художественный руководитель академии). Добавим, что в конкурсе не участвовал ни один музыкант из Большого театра. У мужчин традиционно лидируют  певцы из Азии, первую премию получил монгол Ганбаатар Ариунбаатар, ныне – солист Бурятского государственного академического театра оперы и балета.

Уровень конкурса в номинации «Сольное пение» высоким не назовешь (благо есть трансляция на телеканале Medici, выступления можно услышать), на Гран-при в этой категории рассчитывать не стоит. 

Жюри виолончелистов удивило выбором. В финале, казалось, соревнуются два россиянина – Александр Бузлов и Александр Рамм. Оба – выпускники Московской консерватории, первый учился у Наталии Гутман, второй – у Натальи Шаховской, которые, к слову, в 1962 году разделили пьедестал Конкурса им. Чайковского (Шаховская была первой, Гутман – третьей). Оба – уже участвовали в Конкурсе им. Чайковского: восемь лет назад Бузлов стал вторым (в неравной борьбе уступив ученику Натальи Шаховской Сергею Антонову), Рамм тоже восемь лет назад остался без наград. Оба –  сложившиеся музыканты, во всех трех турах представившие в лучшем смысле неконкурсную игру – действительно на радость публике и жюри. Но победу одержал Андрей Ионица из Румынии, 20-летний студент Берлинского университета искусств, музыкант виртуозный, но пока неспособный осмыслить непростые для понимания сочинения – скажем, Первый концерт Шостаковича. Фавориты же публики получили второе (Рамм) и третье (Бузлов) места. 

Второй раз подряд скрипичное жюри не находит достойного кандидата на первую премию. Если в прошлый раз это решение было оправданно (среди допущенных к финалу никто не смог претендовать на первую, а те, кто мог бы ее оспорить, остались за чертой), то в этом году в финал конкурса вышли шесть блестящих скрипачей – кто-то из них поражал феноменальной виртуозностью и чистотой интонации (Клара-Джуми Кан), кто-то брал опытом (Гайк Казазян, еще один участник XIII конкурса, где взял четвертую премию). В результате Клара-Джуми Кан, фаворитка публики, стала четвертой – ей помешала травма руки. А вот третью премию разделили три (!) участника: россияне Павел Милюков и Гайк Казазян и молдаванка Александра Конунова. Решение это выглядит нелепым (учитывая, что при равных голосах «да-нет» в ход по регламенту должно было пойти голосование баллами), единственное преимущество такого расклада в том, что обладатели третьей премии попадают в обойму ангажементов. А лидером скрипичного конкурса стал Цзэнь Юй-Чень с Тайваня.  

Наконец, пианисты. «НГ» активно следила за выступлениями участников именно в этой категории. Здесь жюри предстоял очень сложный выбор. Представитель фортепианной династии, внук и ученик Веры Горностаевой, Лукас Генюшас пришел на конкурс за первой премией, в каком-то смысле это была естественная цель его творческой жизни. Вероятно, его подвело выступление в финале: Третий концерт Рахманинова был сыгран слишком формально, в плохом смысле по-конкурсному (когда с точки зрения ремесла придраться не к чему, но с точки зрения содержания возникают вопросы). Возможно, это следствие колоссального напряжения – к последнему выступлению ты эмоционально выжат. Лукас стал вторым и разделил премию с обаятельным американцем Джорджем Ли, который покорил публику немыслимой виртуозностью. Смело можно сказать, что он играл на конкурсе чище всех, другое дело, что 19-летнему пианисту предстоит капитальная работа по знакомству со стилем той или иной эпохи, приобретение хорошего вкуса. Третью премию разделили 16-летний ученик ЦМШ при Московской консерватории Даниил Харитонов (настоящий боец, но пока слишком юный) и петербуржец Сергей Редькин, последнему в финале не хватило сил, чтобы поспорить за более высокое место. Четвертую премию получил француз Люка Дебарг, абсолютный любимец публики, о его невероятной одаренности свидетельствует то, что после четырех лет профессиональных занятий музыкой он попал в финал Конкурса им. Чайковского и впервые сыграл с симфоническим оркестром в Большом зале консерватории. Дебарг стал и лауреатом премии Ассоциации музыкальных критиков Москвы, а в качестве награды Московский Международный дом музыки предоставил ему право сыграть сольный концерт в Камерном зале. 

Победителем Конкурса им. Чайковского у пианистов стал 27-летний Дмитрий Маслеев, выпускник Московской консерватории. Маслеев не был очевидным претендентом на награду, он постепенно привлекал к себе внимание: в первом туре этюдами, во втором – выдержкой (хотя программа была слишком «засорена» виртуозными пьесами), а вот в исполнении концерта Моцарта он показал и деликатность, и ненарочитую, без жеманства, изысканность, окончательно склонив весы (как минимум публики) на свою сторону. Нельзя назвать его виртуозом сродни Джорджу Ли или магом рояля, как Дебарга. Но жюри отметило его безусловную музыкальность и чуткость, что  важнее, чем «быстрые пальцы». 

Как покажет себя этот музыкант в дальнейшем – услышим, а сейчас он, кажется, неожиданно для себя, находится на старте мощной карьеры, с победителями заключается контракт. В ответ на мое поздравление он сказал только: «Было очень трудно». Во время конкурса Дмитрий потерял маму. Эту победу, думаю, он посвятит ее памяти.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Красное и зеленое

Красное и зеленое

Александр Стрункин

Москва в длинной тени Гоголя

0
1311
В Петербурге партия власти сопротивляется физически

В Петербурге партия власти сопротивляется физически

Дарья Гармоненко

Муниципальных депутатов от оппозиции не пускают на законно выигранные места

0
2262
Депутаты замахнулись на Конституцию

Депутаты замахнулись на Конституцию

Бахтияр Тузмухамедов

Восстановление смертной казни возможно лишь через пересмотр Основного закона

0
1706
В Петербурге хотят снести православный храм

В Петербурге хотят снести православный храм

Артур Приймак

Деревянную часовню и воскресную школу признали незаконными постройками

0
1844

Другие новости

Загрузка...
24smi.org