0
3380
Газета Культура Интернет-версия

13.07.2015 09:55:00

Немаленький оркестрик Сергея Арцибашева

Актер, режиссер, основатель и руководитель «Театра на Покровке» скончался на 64-м году жизни

Тэги: арцибашев, театр, театр на покровке


Среди работ Сергея Арцибашева – более четырех десятков театральных постановок и два десятка киноролей. Он родился в небольшом поселке в Свердловской области и, по его собственному признанию, об учебе в театральном училище мечтал еще в школе. Родители не разделяли увлечений сына, который еще в школе участвовал в любительских постановках, и по их настоянию Арцибашев поступил, как два старших брата, в техникум. Это, впрочем, помогло вырваться из поселка в город, там – увидеть, наконец, свой первый настоящий спектакль и понять, что театр не просто не мечта, а призвание.

Во время учебы в техникуме Арцибашев не только играл в народном театре, но и занимался самообразованием – читал Станиславского и Брехта, изучал театр Мейерхольда и Вахтангова, на последнем курсе организовал собственную театральную студию и впервые попробовал себя в качестве режиссера.

В Москву Арцибашев перебрался не сразу: отслужил в армии, после чего, провалив экзамены в ГИТИС, вернулся в родной Свердловск, где без труда поступил в местное театральное училище, на курс к Василию Козлову. Начинал как комический актер, но постепенно пробовал себя в и в драматических ролях, и в качестве режиссера. До дебюта Арцибашева в амплуа постановщика Козлов не дожил, но его уверенность в способностях ученика нашла отражение в завещании. Козлов расписал, какими видит будущие постановки в училище, а студенты убедили ректора, что именно их сокурснику Арцибашеву Козлов передал все свои дела, негласное руководство постановками пьес Шекспира, Чехова, Дюрренматта. Этот опыт открыл будущему режиссеру путь в Москву, в ГИТИС, куда на курс к Марии Кнебель он поступил в 1976 году.

Дипломный спектакль Арцибашева по произведениями Александра Володина и Людмилы Петрушевской увидел Юрий Любимов и предложил, доработав его, выпустить на сцене Таганки. Премьера постановки «Надежды маленький оркестрик» действительно состоялась на сцене театра Любимова, который вместе с этим пригласил талантливого выпускника в свою труппу в качестве режиссера.

На Таганке Арцибашев служил 9 лет – в один из самых непростых для театра периодов. «Cмерть Высоцкого, запрещение спектаклей, отъезд Любимова, приход Эфроса, взаимоотношения с Эфросом, смерть Эфроса, приход Губенко, взаимоотношения с Губенко...», – так описывал эти годы в одном из интервью сам режиссер. В итоге «Оркестрик» так и остался, по сути, единственной постановкой Арцибашева на Таганке (не считая совместной с Анатолием Эфросом постановки «Полтора квадратных метра» по повести Бориса Можаева).

Покинув Таганку, Арцибашев в 1989 году возглавил Театр комедии, который через два года превратился в Театр наПокровке, которым руководил на протяжении 24 лет. Первой и одной из самых запоминающихся постановок Арцибашева в его новом театре стали «Три сестры». Его играли сперва (еще не на Покровке) в крошечном помещении, по сути коридоре с несколькими дверями, из которых к зрителям – а их помещалось за раз не больше трех десятков человек – выходили актеры.

Свой театр Арцибашев превратил в театр русской классики – современной и не только – ставил спектакли по произведениями Чехова, Гоголя, Грибоедова, Володина, Петрушевской. В 2002 году режиссер возглавил еще одну труппу, на этот раз Театра им. Маяковского. На этом посту Арцибашев прослужил, совмещая эту работу с руководством своим Театром на Покровке, 9 лет. Работая с актерами Маяковки над той же русской классикой, по-новому раскрывая таланты и распределяя роли порой неожиданно, но как правило точно. Прощание было непростым и даже скандальным: в 2011 году часть труппы Театра им. Маяковского потребовала отставки Арцибашева, и он ушел со своего поста.

Актерское ремесло никогда не стояло для Сергея Арцибашева на первом месте, несмотря на то, что в его репертуаре на протяжении всей жизни были и театральные, и кинороли. Второстепенные, но всегда характерые. Будучи режиссером, он тонко чувствовал каждого своего героя, будучи постановщиком русской классики – характер своих, исконно русских, персонажей, будь то вечно недовольный работник ЗАГСа в «Ширли-мырли», присяжный в «12» Михалкова, чиновник в «Дураке» Юрия Быкова. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


РПЦ отступилась от «города бесов»

РПЦ отступилась от «города бесов»

Милена Фаустова

Сторонники храмостроя рассердили не только гражданских активистов, но и мусульман Екатеринбурга

0
1575
Большой театр возобновил Симфонию до мажор Баланчина и впервые поставил Бежара

Большой театр возобновил Симфонию до мажор Баланчина и впервые поставил Бежара

Наталия Звенигородская

Подтаявший лед и притушенный пламень

0
1108
ГАБТ представляет последнюю балетную премьеру 243-го сезона

ГАБТ представляет последнюю балетную премьеру 243-го сезона

0
1238
Опера на бис в стилистике поп-арт

Опера на бис в стилистике поп-арт

Надежда Травина

В Большом театре состоялся гала-концерт "Артистов "Радио России"

0
1864

Другие новости

Загрузка...
24smi.org