|
Даже сегодня, когда ему уже 80, Валентину Гафту, порой так кажется, ничего и не нужно играть. Он просто выходит на сцену, и публика уже счастлива, его мужское обаяние мгновенно «берет» зал, он еще и первого слова сказать не успел, а зал уже его. Такой вот талант. Редкий, а сегодня – редчайший.
Ироничный человек, автор знаменитых эпиграмм, из которых, как он сам утверждает, половина написана «под него», то есть не им, а другими, он бы не позволил заговорить о мужском начале его обаяния и таланта, поскольку по этому самому поводу он когда-то написал довольно злую эпиграмму на своего товарища Михаила Козакова. С годами он от эпиграмм, как от ошибок молодости, перешел на серьезные стихи. Сперва это казалось блажью, но чем дальше, тем очевиднее звучит его собственный голос. Его стихи, как прежде эпиграммы, – часть его дарования, актерского в том числе, поскольку взгляд его героев на мир часто как раз такой – печальный, с ироничной горечью. Таким был, например, его Вершинин, полковник из «Трех сестер», который бессчастно и красиво, с нездешним аристократизмом был влюблен в Машу. Вообще его герои, даже такие неприятные люди, как Сидорин из «Гаража», председательствовавший на собрании гаражного кооператива, все равно чрезвычайно обаятельные люди. Кто он там был – простой ветеринар, но все равно – с манерами, с особой речью. «Счастливый вы наш, верный вы наш…» – к каждому из членов гаражно-строительного кооператива у него был свой подход. Что уж говорить о Воланде из старой советской киноверсии Юрия Кары – Воланд и должен быть обаятельным, чародеем, иначе никак.
Успевший за свою жизнь послужить в десятке столичных театров, что в каждый его юбилей становится поводом для серии добрых шуток и массы поздравлений – от всех театров, где он успел поиграть, он тем не менее последние 45 лет играет в «Современнике», стал одним из главных его артистов, а сегодня – еще и ветераном этой прославленной сцены. Здесь его многие главные роли, сыгранные в спектаклях Галины Волчек, в тех самых «Трех сестрах», Хиггинс в «Пигмалионе», герой в «Зайце.Lovestory», а кроме того, ему довелось сыграть, кажется, у всех других, кто ставил в разные годы в «Современнике», – у Райхельгауза, Фокина, Товстоногова, Виктюка… Сегодняшний юбилей проходит в домашнем кругу, а театр отметит 80-летие Гафта большим торжественным вечером 22 октября, так что основные торжества – впереди.
«НГ»