0
2931
Газета Культура Интернет-версия

15.10.2015 15:07:00

Эстафета поколений


Фото пресс-службы Московской филармонии

Понедельник, 12 октября. Триумфальная площадь. Московское время 18.50. В гардеробе Концертного зала имени Чайковского не осталось биноклей. Сегодня одна из главных концертных площадок Московской филармонии отмечает свое 75-летие.

Как заметит позже ведущий вечера Юлиан Макаров, в концертном зале имени Чайковского, или попросту КЗЧ, не бывает «проходных» выступлений: каждое из них - событие, однако сегодня в фойе и зрительном зале - особенная атмосфера. Волнение, воодушевление, улыбки, радостная приподнятость - тут и там звучат взаимные приветствия и поздравления - создают ощущение причастности к чему-то неповторимому, прикосновения к тайному братству.

Для нескольких поколений зрителей КЗЧ действительно стал домом, где можно в любое время обрести островок душевного спокойствия. Ни при каких обстоятельствах в стенах зала не переставала звучать музыка - даже в военные годы, когда бои велись всего лишь в нескольких десятках километров, на Волоколамском шоссе. С бомбоубежищем в подвале и зенитной установкой на крыше, за четыре военных сезона КЗЧ дал более 1500 концертов. Зал переносил все печали и радости вместе с городом, противопоставляя трудностям силу искусства и силу духа.

С самого первого концерта КЗЧ была задана высокая планка качества. На открытии Зала 12 октября 1940 года государственный симфонический оркестр СССР под управлением А. Гаука и К. Иванова исполнил симфонические и вокальные произведения Чайковского, чье столетие праздновали тогда. Из петербургского Собора Петра и Павла был привезен орган, на котором в 60-е годы ХIХ века играл композитор. Впоследствии старинный инструмент, пострадавший при транспортировке, был заменен мощным чехословацким «Клоссом», стоящим и по сей день.

КЗЧ был лучшим во всем: здесь не только дирижировали Николай Голованов, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский; солировали Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович; пели Сергей Лемешев, Иван Козловский; танцевал ансамбль под управлением Игоря Моисеева, но даже играли в шахматы - и становились первыми в мире – Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Гарри Каспаров.

Прошли десятилетия - изменились времена, имена, герои, но планка, заданная Залом, все так же высока. И сегодняшний юбилейный концерт в очередной раз подтверждает это. Программа вечера, составленная «резидентами» КЗЧ - Владимиром Спиваковым и Денисом Мацуевым, объединяет созвездие талантливых музыкантов. Идея гала-концерта «Победители. Эстафета поколений» - сохранение и передача высоких традиций музыкального мастерства сквозь поколения. Одно из самых ярких воплощений этой преемственности - Международный конкурс имени Чайковского. Любимый меломанами всего мира, конкурс дал дорогу в жизнь многим молодым музыкантам и с самого начала (1958 год) стал неотъемлемой частью жизни Филармонии и Зала. В программе вечера - победители и лауреаты Конкурса разных лет, солирующие под аккомпанемент камерного оркестра «Виртуозы Москвы» (дирижер - Владимир Спиваков).

Старшее поколение представили признанные во всем мире мастера: дирижер и скрипач Владимир Спиваков (Конкурс Чайковского, 1970), пианисты Барри Дуглас (1986) и Денис Мацуев (1998). Настоящее поколение - фавориты XV конкурса имени П.И. Чайковского 2015 года: пианист Дмитрий Маслеев, скрипачи Клара Джуми-Кан (Германия), Павел Милюков, виолончелист Андрей Ионица (Румыния). Молодое поколение - талантливые пианисты, обладатели множества наград, 12-летняя Варвара Кутузова и 13-летний Александр Малофеев - продемонстрировали, что музыка будущего - в надежных руках.

Первые звуки музыки - концерт для двух фортепиано с оркестром Иоганна Себастьяна Баха - заполняют пространство зала. Зрители удобно устроились в мягких синих креслах, полукругом обнимающих сцену, открытую и лаконичную, лишенную классических занавеса, рамп и оркестровой ямы. Между зрителем и артистами не существует преград: в этот момент музыка связывает их в единое целое. Сложная акустическая система, основанная на отражающих поверхностях стен и потолка, и оригинальная эллипсоидная форма зала обеспечивают прекрасную видимость и слышимость в любой его точке, позволяя полностью погрузиться в исполняемое произведение.

Уютное, функциональное пространство зала, напоминающее классический греческий амфитеатр, - воплощение в жизнь идей великого театрального деятеля Всеволода Мейерхольда, с именем которого глубоко связана предыстория КЗЧ. В 1922 году здание на углу Тверской улицы и Триумфальной площади, театральная жизнь которого, к слову, насчитывает уже более века (с 1901 года здесь располагался театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, позже - театр легкого жанра «Зон», а после революции - Театр РСФСР), было передано Театру им. Мейерхольда.

Великий реформатор мечтал превратить свой театр в пространство универсальных возможностей: возвести сцену-трансформер, переносить площадки в разные части зала, раздвигать крышу для дневного освещения, разносить напитки во время спектаклей, наладить вентиляцию в спинках кресел для курящих. С 1932 года команда режиссера - архитекторы Алексей Щусев, Михаил Бархин и Сергей Вахтангов - вела реконструкцию здания. С арестом Мейерхольда в 1939 году все завершилось: театр закрыли, а недостроенный костяк здания передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. Новая команда архитекторов не стала значительно менять задуманную планировку, тем самым, главная задача Мейерхольда - создание единого пространства сцены и зрительного зала для вовлечения зрителей в «коллективный процесс создания спектакля» - была с успехом выполнена.

КЗЧ и сегодня не стоит на месте. Акустические и сценические возможности зала постоянно расширяются, увеличивается спектр его деятельности: происходит знакомство публики с региональными коллективами, проводятся балетные вечера, художественные чтения, набирает силу «оперное» движение.

Тем временем, наш концерт движется к финалу. Фортепиано, скрипка и виолончель; Бах и Моцарт; опыт и юность; прошлое и настоящее… Напоследок - не обозначенный в программе сюрприз от Дениса Мацуева: виртуозно исполненные в паре с юным Александром Малофеевым «Вариации на тему Паганини» Лютославского, произведение, которое ровно 20 лет назад сделало студента второго курса Консерватории, вышедшего на замену заболевшему пианисту, солистом Московской Филармонии. Овации, цветы, улыбки - и даже слезы радости. Зал жив - пока он дарит такие невероятные эмоции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
939
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1259
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1577
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1098

Другие новости