0
1984
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2016 16:30:00

В Камерном музыкальном театре Покровского возродят забытую оперу Римского-Корсакова

Режиссер Ольга Иванова о постановке «Сервилии»

Тэги: сервилия, опера, римскийкорсаков, камерный музыкальный театр


сервилия, опера, римский-корсаков, камерный музыкальный театр Фото пресс-службы театра

15, 16 и 17 апреля в Камерном музыкальном театре им. Покровского состоится премьера оперы Римского-Корсакова «Сервилия». Судьбу этого сочинения нельзя назвать удачной - после нескольких спектаклей в Мариинском театре опера сошла со сцены, та же участь постигла «Сервилию» и в Москве. Пережив почти столетнее забвение, в 1994-м она была поставлена в Самарском театре оперы и балета. И вот сейчас – еще одна попытка возрождения партитуры: постановка посвящена юбилею музыкального руководителя театра Геннадия Николаевича Рождественского. Накануне премьеры музыкальный критик Анастасия ПОПОВА поговорила с режиссером-постановщиком «Сервилии» Ольгой ИВАНОВОЙ.

Ольга, в наследии Римского-Корсакова 15 опер, большинство из них – хиты, «Сервилия» же - совершенно забыта. Почему театр взялся за ее постановку, кто явился инициатором?

– Идея поставить «Сервилию» принадлежала нашему музыкальному руководителю Геннадию Николаевичу Рождественскому. Сразу хочу сказать: это совершенно удивительный человек и я очень счастлива, что работаю с ним. Помимо того, что Геннадий Николаевич выдающийся дирижер, при выборе сочинений он всегда руководствуется просветительской миссией. Ему интересно открывать то, что неизвестно зрителю. А «Сервилия» совершенно неизвестна. Трудно сказать, в силу каких причин. Может быть, потому что в ней пять актов или потому, что в творчестве Римского-Корсакова есть более яркие оперные шедевры. В основе «Сервилии» лежит сюжет из римской истории, а мы знаем композитора, прежде всего, как летописца русской жизни, русской сказки. Геннадию Николаевичу все это было очень интересно.

Действие «Сервилии» происходит в Древнем Риме. Прежде чем приступить к постановке, вы изучили множество исторических материалов. Как вы сами воспринимаете эту эпоху и как источники помогли вам в работе?

– Изучение исторических событий того времени стало для меня необходимым подспорьем. Герои, которые выведены Римским-Корсаковым на сцену, существовали в реальной жизни. Нерон, Тразея, сенатор Соран – все эти имена нам сейчас мало знакомы. Действие оперы разворачивается в начале новой эры, основной темой «Сервилии» является упадок языческой веры и приход христианства, страшные гонения на христиан. Мы с художником дали волю фантазии и дополнили образы героев событиями из жизни других людей. В этом отношении особенно показательна фигура старика, который проповедует, призывая народ верить в Единого Бога. Мы нашли в его образе черты апостола Петра, и поэтому казнили его так же, как по истории казнили Петра – распяли на кресте.

Еще одна из главных тем оперы – любовный треугольник (Сервилия, народный трибун Валерий и вольноотпущенник сенатора Эгнатий – «НГ»). Здесь, как и в других своих операх, Римский-Корсаков проявляет огромную любовь к баритонам. Эгнатий – чудовищный злодей, он плетет интриги, становится источником несчастий Сорана и фактически приводит Сервилию к гибели. Но все это он делает ради любви, поэтому и образ его оказывается интересным и противоречивым, вызывает глубокую симпатию зрителя.

События, происходящие в опере, отсылают нас почти на 2 тысячи лет назад. Насколько сегодняшней публике может быть близок такой сюжет, видите ли вы в нем отголоски современности?

– Эта тема не может быть несовременна, ведь вопросы веры сейчас более чем актуальны, а гонения на христиан вновь стали настоящей угрозой для человечества. Но современную историю надо рассказывать иным языком. В наш театр приходят люди думающие, любящие музыку, и задача постановщика – не вульгаризировать действие. Самый примитивный путь – дать артистам автоматы в руки, одеть их в современные костюмы, и станет понятно, что речь идет о сегодняшнем дне. Но это не мой путь. Вопросы веры очень сложны, к ним должен быть тонкий подход: важно не оскорбить чувства людей разных конфессий. И я, как режиссер, при постановке всегда следую не литературному первоисточнику, не ремаркам композитора, а пытаюсь понять – что же автор зашифровал в своей музыке. В «Сервилии», поверьте мне, столько интересных вещей! Если прослушать ее внимательно, открываешь для себя невероятные бездны. Донести их до зрителя – гораздо дороже, чем заявить в лоб: смотрите, сегодня происходит то же самое. Зритель сам это поймет.

Сценическая судьба «Сервилии» достаточно печальна: в Мариинском театре опера выдержала всего семь премьерных представлений. По воспоминаниям современников, публика не услышала в ней характерных «корсаковских» интонаций. Действительно ли это так, и какое место, по вашему мнению, это произведение занимает в наследии композитора?

– В творчестве Римского-Корсакова «Сервилия» стоит особняком: она живет и протекает как бы в другом времени. В нашу эпоху часы неумолимо летят вперед, а здесь композитор заставляет время остановиться. К тому же, «Сервилия» опера поздняя, после нее были созданы только «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Золотой петушок». Я счастлива, что Геннадий Николаевич раскрыл перед нами целый пласт этой дивной музыки, с совершенной оркестровкой и удобными для голосов партиями. В музыкальной ткани оперы мы прекрасно слышим Римского-Корсакова, она вся наполнена настолько узнаваемыми мелодическими оборотами, что сразу догадываешься кто автор партитуры.

Римский-Корсаков всегда по-особенному относился в своих операх к женским персонажам: и Снегурочка, и Марфа из «Царской невесты», и многие другие его героини наделены такой музыкальной характеристикой, что мы с первой ноты понимаем: это неземные, сказочные женщины. И в «Сервилии» присутствует совершенно изумительный женский образ. Сервилия – реальный персонаж, но уже при первом своем появлении она парит в воздухе над всеми. Наличие столь яркого образа обязывало меня выстроить мизансцены так, что все внимание римлян было приковано к судьбе этой женщины.

В премьерном пресс-релизе говорится о невероятно богатом декорационном оформлении. Художник Виктор Герасименко, с которым вас связывают две совместные работы – «Лунный мир» Гайдна и «Stabat Mater» Перголези – славится своими экспериментами в области мультимедиа. Правда ли, что на время спектакля зал театра Покровского превратится в настоящий римский форум?

– В отношении художественного оформления была проделана колоссальная работа. Вы же знаете, что наш театр камерный, а «Сервилия» изначально создавалась для Императорских театров. Сценографу пришла идея воспроизвести антураж римского форума, и театр совершенно преобразился - мы получили ощущение, что все и правда происходит в Древнем Риме. Премьера приурочена к юбилею Геннадия Николаевича Рождественского, и, согласитесь, когда возникает такой повод, хочется не разыгрывать спектакль «на двух стульях», как сейчас часто делают, а создать соответствующую атмосферу.

Костюмы тоже будут приближены к историческим?

– Да, конечно.

Удивительно, что вплоть до сегодняшнего дня не существовало полной аудиозаписи оперы. Однако известно, что в 1949 году Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Онисима Брона записал 4 фрагмента из «Сервилии». Приходилось ли вам слышать это исполнение?

– Разумеется. К тому же, некоторое время назад у меня появилась оркестровая запись. Наша дирекция в лице Олега Станиславовича Михайлова оказала всей постановочной команде огромную любезность – в разгар репетиционной работы оркестр исполнил партитуру целиком, что позволило сделать рабочую запись всей оперы. Конечно, партитуру можно читать – я сама музыкант и она мне доступна – но когда слышишь звучание оркестра, фантазия работает совсем по-другому.

На днях под управлением маэстро Рождественского завершилась первая в истории студийная аудиозапись «Сервилии».

– Да, Геннадий Николаевич осуществил фондовую запись оперы с нашими солистами, хором и оркестром. Я считаю, что это большой человеческий подвиг: выпускать премьеру и одновременно делать запись – тяжелая работа и для него, как дирижера, и для артистов нашего театра. Но поверьте, труд себя оправдает! В «Сервилии» как искушенный музыковед, так и обычный зритель найдет для себя много таких страниц, которые до глубины души растрогают его и поразят.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Турция и США на грани столкновения в Сирии

Турция и США на грани столкновения в Сирии

Владимир Щербаков

Анкара приступает к окончательному решению курдского вопроса

0
580
Манифесты опер будущего

Манифесты опер будущего

Надежда Травина

Мини-оперы проекта «КоOPERAция» говорили о космосе и возвращали к Вагнеру

0
817
Оперный урок Солженицына

Оперный урок Солженицына

Владимир Дудин

В постановке Большого театра "Один день Ивана Денисовича" принял участие сын писателя

0
951
Шанс для каждого второго

Шанс для каждого второго

Дмитрий Балашов

России необходимо как минимум полмиллиона потенциальных доноров костного мозга

0
1144

Другие новости

Загрузка...
24smi.org