0
2883
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2016 00:01:00

"Борщ и шампанское": смешать, но не взбалтывать

Тэги: выставка, борщ и шампанское, современное искусство, концептуалисты, акционисты


выставка, борщ и шампанское, современное искусство, концептуалисты, акционисты И современное, и близкое к народу современное искусство. Фото со страницы Московского музея современного искусства в социальной сети «ВКонтакте»

В здании музея на Гоголевском, 10, показывают «Борщ и шампанское», «оснастив» старинные залы этого здания современным искусством из собрания одного из первых галеристов России, открывшего в 1990-м «Риджину». Задиристое сочетание часто, казалось бы, несочетаемых вещей – принцип, от которого танцуют в названии показа и на самой выставке. Contemporary art тут предстает явлением вполне понятным, главное – не ждать высоких сантиментов.

Современное искусство отнюдь не всегда далеко от народа. Такую мысль проводят в начале выставки, показывая ставшую уже хрестоматийной для истории новейшего российского искусства мозаику Константина Звездочетова «Артисты – метростроевцам», где любимые герои «Кавказской пленницы» Трус, Балбес и Бывалый предстают хоть и в бытовой обстановке, но аки персонажи, священные для советского кинематографа, – на золотом фоне. Гигантское панно 1991 года Овчаренко купил после престижного смотра мирового современного искусства, кассельской Documenta 1992-го. То есть произошло это вскоре после открытия им в 1990 году галереи «Риджина», одной из первых российских галерей современного искусства. Сейчас она квартирует на Винзаводе, оставаясь одним из немногих сильных игроков на подрастерявшей былой драйв площадке.

Овчаренко, не скрывающий своего отношения к contemporary art как к бизнесу, но вместе с тем и любящий совсем разные проявления этого самого искусства – и советское неофициальное искусство, и, например, стрит-арт молодого художника Кирилла Кто, и западных художников вроде эпатажной Трейси Эмин, – так вот он в разные годы, помимо того, что держал и держит свою «Риджину», выступал еще с другими инициативами. Он открывал лондонский филиал галереи «Риджина», но дела там не заладились – как и в Red October Gallery на московском «Красном Октябре». У его сына Михаила Овчаренко на Винзаводе просуществовала некоторое время галерея «Арт Берлога». Владимир Овчаренко стал сооснователем ярмарки Cosmoscow и основателем аукциона Vladey (последний его «выпуск» провели как раз в ММСИ – но и деньги, говорил галерист в интервью порталу Colta, пойдут на строительство художественной школы при этом музее).

А выставку сделал безбашенную, иногда с обескураживающе грубоватым юмором и присущим этому юмору цинизмом. Собственно, как обещала вывеска про борщ и шампанское. Выстраивали экспозицию художник Сергей Братков и Михаил Овчаренко, не пытаясь выдумать сюжет, что связал бы единой линией из края в край залы музейного особняка на Гоголевском. А вместо того в разных залах «нанизывая» одно на другое часто хохмаческие сочетания работ, делая акцент на «мизансценах» в каждой из комнат – ну, чтобы они как-то встряхивали пресыщенную впечатлениями московскую публику. Потому, едва войдя в ММСИ и поднявшись по лестнице, вы будто снова оказываетесь на улице, где правят бал буквы–надписи–неон: от Real Life Джека Пирсона (из «найденных», согласно этикетке, букв) до акрилом по ковру (!) написанного Валерием Чтаком «Я не знаю, я из Москвы». А сбоку как раз неоном светится «реклама» «Разрушение молодит» производства группы Клэр Фонтен. 

Концептуалистов, например, на Гоголевском теперь спокойно сделали соседями по комнате с акционистами (тут они в частности, с самого основания галереи связанный с ней Олег Кулик – предстают в «буквенном» формате). И в комнате этой –  архив концептуалистской группы «Коллективные действия», скабрезно-частушечный триптих Дмитрия Гутова, выдающийся в прямом смысле слова бюст «Динамовки» близкого концептуалистам соц-артиста Бориса Орлова и даже еще не ставший эпигоном самого себя фотореализм конца 1980-х Семена Файбисовича с переполненной электричкой. Словом, выставка намечает в формате коллективного творчества и образ отдельно взятой страны, но и – раз уж сюда включены и работы западных авторов – с юмором относится к человечеству вообще. Вот на любимых новым академиком Тимуром Новиковым панно-аппликациях застыл с 1989 года в прыжке баскетболист, а вот, перекидывая мост к более недавнему времени,  Александр Виноградов и Владимир Дубосарский пишут «Снег» с плескающимся в воде отпускником, которому не просто как снег на голову, а точно – на голову падает снег. И, еще снижая регистр, сюда же помещают человечков-сосисок Эрвина Вурма, простенькую иронию над консюмеризмом.

Овчаренко работает с художниками очень разными, это и концептуалист Иван Чуйков, и младоконцептуалист Павел Пепперштейн (с альбомом 1983–1984 годов «Наблюдения», сделанным в традиции старших концептуалистов, но в характерной собственной стилистике), и видеоартист Виктор Алимпиев, и Олег Кулик, и Джонатан Мезе, и тот же Эрвин Вурм… На выставке Овчаренко не боится сочетать вроде бы несочетаемое, как-никак «Борщ и шампанское» – это еще и увиденная сквозь призму пристрастий коллекционера и галериста картинка современной российской арт-сцены (все-таки отечественные художники тут преобладают), и ирония в отношении скорее упаднического состояния рынка (или практически его отсутствия) современного искусства в России. В этом смысле тут еще и срез жизни. Поскольку, как известно, «умом Россию не понять». А понимать ее другими местами, что теперь уже известно не хуже, – очень больно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
846
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
613
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
303
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
407

Другие новости