0
3853
Газета Культура Печатная версия

16.05.2016 00:01:00

Мечты невысокого полета

Пьесу Ивана Вырыпаева Dreamworks поставил в МХТ Виктор Рыжаков

Тэги: театральный фестиваль, черешневый сад, премьера, мхт, иван вырыпаев, виктор рыжаков, театральная критика


театральный фестиваль, черешневый сад, премьера, мхт, иван вырыпаев, виктор рыжаков, театральная критика Сильные страсти при минимуме внешних эффектов. Филипп Янковский и Ирина Пегова в спектакле Dreamworks. Фото РИА Новости

Премьеру по новой пьесе Ивана Вырыпаева Dreamworks в МХТ приурочили к очередному фестивалю «Черешневый лес», отчего первые спектакли сразу же приобрели черты важного светского события. Шампанское в фойе, вазочки со свежей клубникой для всех гостей. И спектакль – два часа без антракта, со звездами в главных ролях. Филипп Янковский в роли главного героя Дэвида, а также Ирина Пегова и Паулина Андреева – в ролях жены друга главного героя и любовницы друга соответственно. Аншлаг понятен. И простителен.

Виктор Рыжаков – не только большой специалист по драматургии Ивана Вырыпаева, он  больше, он – первооткрыватель его драматургии, поскольку «Кислород», прославивший имя молодого драматурга, приехавшего в Москву из Иркутска, был поставлен именно Рыжаковым. «Кислород» Вырыпаева–Рыжакова в свое время не только стал хедлайнером Театра.doc, а потом стал спектаклем-открытием другого театра – «Практики», обозначил новый этап не только нашего театра (без преувеличения, честное слово!), он открыл нового героя, что удается, согласитесь, далеко не каждому драматургу и режиссеру. И – новые отношения со словом. И, собственно говоря, с тех пор каждый новый спектакль по пьесам Вырыпаева стали привычно так и воспринимать: драматург сделал еще один смелый шаг в этом направлении, работая с избитыми словесными штампами массового сознания… И т.д. и т.п. В принципе иногда даже странно, что такого же карт-бланша не имеет у нас никто другой, что других при этом так же привычно клеймят за банальности, за избитые штампы, за третье, пятое и десятое, не доверяя ни полету чьей-то творческой фантазии, ни изяществу игры – с теми же самыми штампами. 

Нельзя сказать, что, помимо избитых штампов, в Dreamworks (у спектакля, впрочем, имеется и русское название – «Мечта сбывается») вообще не на что смотреть. Еще как есть! И в этом несомненная заслуга двух художников – Марии и Алексея Трегубовых, которые впервые, кажется, за многие последние годы дали возможность увидеть, какая машинерия в МХТ, как неслышно, без сучка и задоринки мгновенно перемещаются вверх и вниз площадки-плунжера, то оставляя героя Дэвида (Филипп Янковский) и его умершую, но не оставившую его на произвол судьбы супругу Мэрил (Светлана Иванова-Сергеева) на крохотном освещенном пятачке во мраке Вселенной, то возвращая его же на грешную землю, в окружение добрых друзей, у каждого из которых своя скромная роль – друг Тэдди (Виталий Кищенко), жена друга Салли (Ирина Пегова), любовница друга модель Бэтти (Паулина Андреева), Максимильян, богатый покровитель американских буддистов (Алексей Варущенко)… Сюжет же – внешний – закручивается вокруг некоей Элизабет (Инна Сухорецкая), которую друзья, а позже выясняется – сама супруга незадолго до своей смерти выбрала, чтобы сгладить одиночество любимого. Такой вот душеспасительный сюжет – не о теле же заботятся те, кто вводит в список действующих лиц покровителя буддистов, пусть и американских.

Да, читатель, вероятно, успел уже заметить, что драматург Иван Вырыпаев называет всех своих героев не по-русски. Это потому, что они все – американцы. Нет сомнений в том, что Вырыпаев знает, как они живут, не хуже самих американцев, да и вообще все люди, как известно, одинаковые (как говорит пословица, поезжай хоть в Кашино – все живут по-нашему), и все-таки никак не отделаться от ощущения, что все эти реплики типа «Налей мне в стакан виски, Франк!» – взяты напрокат не из жизни, а из советских фильмов про «них» и про «их» проклятый мир загнивающего капитализма. Поэтому они постоянно поминают в разговорах кокаин, марихуану и задницы. Загнивают, черт их подери.

Игра, вернее, манера игры максимально деиндивидуализирована, актеры играют не то чтобы без самоотдачи, но как бы минуя мозги – точно нарочно их попросили не думать, о чем разговор, говорить без чувства, без толку, без расстановки… А в это самое время свет и тени меняются «ролями», снизу, из небытия, поднимаются диковинные растения, которые тем, кто давно и внимательно следит за творчеством двух молодых, но, на мой взгляд, выдающихся театральных художников, напомнят сценографию спектакля «Ваш Гоголь», который играют под крышей Александринского театра в Петербурге. Там цветение зелени символизировало счастливое детство Гоголя, тут – мертвенные, безжизненные белые и черные цветы – символы смерти героев, как и смерти речи.

Можно долго и умно, наверное, говорить о поисках Вырыпаева и Рыжакова, но в театре по-прежнему важна категория занимательности, а  Dreamworks, к сожалению, очень скучный спектакль, хотя и не длинный – идет два часа без антракта. Главное, что позиция создателей чрезвычайно выгодная: если вам не нравится, вы не сумели оценить тонкой игры… Вам скучен монолог о слабых мужчинах в исполнении юной Изольды, вернее, Элизабет – ну, как же так, вы не поняли тонкой пародии на жвачку телесериальных разговоров. Вам кажется, что Паулине Андреевой нечего играть – мол, модель и любовница, без индивидуальных черт. Так и нужно было! 

Мол, такое вот у нас новое брехтианство, театр отстранения XXI века, кстати, даже с зонгами. Ну, пусть будет так. Хотя ощущение, что тебя обманывают, пусть чуть-чуть, или дурят голову, даже очень, все равно остается.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вуди Харрельсон и Эмма Стоун возвращаются в Zомбилэнд

Вуди Харрельсон и Эмма Стоун возвращаются в Zомбилэнд

Наталия Григорьева

В отечественном прокате появится сиквел самой известной комедии про конец света

0
908
В Электротеатре Станиславский препарировали Ленина

В Электротеатре Станиславский препарировали Ленина

Марина Гайкович

Премьера оперы Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского "Октавия. Трепанация"

0
1010
Заносчиво и безжалостно. В театре "Практика" поставили спектакль по пьесе Владимира Сорокина

Заносчиво и безжалостно. В театре "Практика" поставили спектакль по пьесе Владимира Сорокина

Надежда Травина

0
2132
Вахтанговцы сыграли  Платонова

Вахтанговцы сыграли Платонова

Марианна Власова

В спектакле постоянно присутствует эффект ожидания переигранного финала

0
2980

Другие новости

Загрузка...
24smi.org