0
1815
Газета Культура Интернет-версия

05.09.2016 00:01:00

В Московском музее современного искусства нужно смотреть в лупу и лезть под потолок

Тэги: музей современного искусства, москва, выставки


музей современного искусства, москва, выставки Старый чердак или современная выставка? Фото со страницы музея в Facebook

Выставки, которыми Московский музей современного искусства обыгрывает свою коллекцию, в смысле экспериментальных подходов к contemporary art – из числа самых интересных в Москве. Новую, VII тематическую экспозицию, готовила куратор Елена Яичникова. Озаглавлен проект «Взаимодействие: взгляд современных художников на коллекцию ММОМА» – куратор предоставляет известным художникам карт-бланш, чтобы те рассказали о своем видении музейного собрания.

Хотя у каждого художника или арт-группы здесь свой вгляд на музейное собрание и, по сути, свой проект (всего их 11), кураторской волей все это превращается в путешествие-приключение, с рифмами, может быть, даже спорами, с иронией и, главное, с самоиронией. Ракурс и диалог – ключевые слова для «Взаимодействия», выставки, которая, отрицая простую хронологическую линию, толкует о том, как произведения искусства бытуют и как их можно воспринимать. Здесь и эдакий «справочник» с вариантами подходов к изобразительному искусству, и размышления о том, как оно живет в музее и дома, и саркастичная попытка его измерить, а на все вместе словно наброшено покрывало тайны: в конце концов ею остается творческий процесс, как бы ни был он материален и приближен к жизни.

И во «Взаимодействии» этот известный тезис не звучит банально. Показывая, что об искусстве, в данном случае от Малевича и натюрморта Петрова-Водкина и до современных инсталляций и перформансов, можно спорить, что на многие «рецепты» найдутся антитезисы, куратор это самое искусство преподносит живым, не обдуманным «до финальной точки» и отложенным в архив, а таким, о котором хочется продолжать размышлять. Потому, видимо, вместо экспликаций к залам-разделам в музее развесили распечатки с диалогами Елены Яичниковой с выбранными ею художниками. 

Поскольку произведения искусства называют еще памятниками, «Взаимодействие» стартует монументом Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой, вырвавшим в 1992 году из воровских рук «Абстрактную композицию» Родченко. Смотрительницы дагестанского музея в скульптуре, сделанной Супер Таус (Таус Махачевой), «глядят» сквозь окна музея – храма искусств – на Высоко-Петровский монастырь, устанавливая связь с пространством и по-своему толкуя тему служения. А на видеодокументации показана уже сама Таус, тягающая монумент, перевозящая его на мотоцикле или устанавливающая в Центре Помпиду. Через взгляд художников на искусство Елена Яичникова показывает тут и самих героев сегодняшней арт-сцены – получается двойная призма. Будь то Таус Махачева или, если искать перекличку с памятником и мотивом памяти, Глюкля (Наталья Першина-Якиманская). Участница основного проекта 56-й Венецианской биеннале, для теперешней выставки она дополняет созданный ею проект «Музей Утопической Одежды» (продолжающий идею группы «Фабрика Найденных Одежд»), рассказывая о художницах разных поколений, развешивая тут же сшитую ею, Глюклей, одежду, и в центр внимания помещая войну – гигантское платье, фасоном адресующее ко временам Второй мировой, тканью цвета хаки – оставляя в современности. Музей – не замкнутый сам на себе организм.

О бытовании и хранении произведений искусства здесь тоже имеются разные реплики. С одной стороны, «Как будто в кино» Ирины Кориной, проект, для которого сохранивший старинные колонны и потолочную роспись зал бывшего особняка Губина художница застраивает лестницами-«мостками», превращает в чей-то чердак, коммунально заселенный и чайным сервизом, созданным по эскизу Родченко, и железными остовами, силуэтами мебели Ани Желудь, и раскладушками с меланхолично-лиричными пейзажами Ивана Лунгина. Это пространство, где искусство и предмет обихода, и предмет хранения, стирает временные границы, все – рядом. А на другой музейной анфиладе видеохудожник Дмитрий Венков заставил ящиками, в каких перевозят произведения, свой «Зал ожидания». На коробках – этикетки, в наушниках – голоса критиков и художников, рассказывающих про работы, которых мы не видим. Отсюда – привет, например, прошедшей тоже в ММОМА на рубеже 2013–2014 годов ретроспективе Юрия Альберта, сделанной им с куратором Екатериной Деготь: на вернисаже вместо работ были лишь рассказы о вещах, и с течением времени описания вытеснялись произведениями. На «Взаимодействии» замены не ожидается, и вопрос трактовки, авторитетной и авторской, вместо возможности увидеть остается. Тему рассказов об искусстве как отдельный жанр разовьет в «Интерзоне» Иван Новиков. Работы на этот раз уже зримы, на стенах, от Петрова-Водкина до концептуалистки Ирины Наховой, а через наушники транслируется до смешного серьезная «экскурсия» о путях искусства с начала прошлого века. Тут – следующий шаг – как говорить об искусстве, чтобы не отбить охоту на него смотреть?

Про хронологию на самом деле здесь тоже говорят. Но для того, кажется, чтобы показать ее не исчерпывающий сути метод. Вот новиковская «Интерзона», цепляющаяся за всякие исторические этапы, а следом группа МишМаш чертит по блокнотным листам линию своей жизни за год, с датами, в параллель ставя жизнь музея и показывая, какие за обозначенный отрезок времени новые работы в нем появились. Архив, жизнь, то, что пережито и что еще не разобрано, – рядом, во взаимодействии.

В этом «Взаимодействии» оказывается много перекличек и рифм. И всегда между строк остается что-то намеренно недовыраженное. Есть зал, где Агентство Сингулярных Исследований на работах от Александра Тышлера до Игоря Макаревича рассматривает –  «Темную материю (Политическую историю мазка и социальную историю страха)». К картинам и объектам пытаясь иронически приспособить всякие лупы да приборы, мало чем помогающие прояснить работы. И есть комната с проектом художника Геннадия Ершова «Измерения» – фотографии, на которых герой подвергает обмерам все, что ему попадается, – от дорожного знака до расстояния между косами двух стоящих рядом девочек. Самоирония – спасительный ход искусства, его ответ на упреки в сложности (или, напротив, в простоте). Желание задавать вопросы – спасительный ход зрителя.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
681
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1364
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1197
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2277

Другие новости