0
4184
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2016 00:01:00

Новая публика завоевана новой музыкой

Тэги: современная музыка, музыкальный фестиваль, другое пространство, штокхаузен, послевоенный авангард, музыкальная критика


современная музыка, музыкальный фестиваль, другое пространство, штокхаузен, послевоенный авангард, музыкальная критика Три оркестра и три дирижера во время исполнения «Групп» Штокхаузена. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

В пятый раз прошел в Московской филармонии фестиваль «Другое пространство» – первый юбилей, самое время для итогов. Надо сказать, поздравить фестиваль есть с чем, результаты и качественные, и количественные. В Концертном зале им. Чайковского, заполненном на 100% (1505 мест), наконец звучат серьезные авангардные партитуры – не об этом ли мечтали те, кто восемь лет назад придумал и организовал фестиваль?

Странные метаморфозы понятия «другое пространство», да и вообще отношения к современной музыке, произошли за эти годы (на самом деле восемь – не так уж и много). Первый фестиваль проходил… где угодно, только не в зале. Способность воспринимать далекие от классико-романтической традиции партитуры прививалась слушателю вместе с отказом от традиционной концертной ситуации – то есть не в академическом зале. Открытие было на крыше филармонии, сцена и зал обустраивались между колонн в фойе, дневные концерты проходили в чудесном «Трюме Мейерхольда» (сейчас в этом уютном круглом зале, увы, ресторан). Сам формат тоже был сломан – иные дни фестиваля концерты шли нон-стоп, не только в традиционные 19 часов. Не удивимся, правда, если так называемой непосвященной публики среди слушателей фестиваля было процентов 10 – остальные были хорошо знакомы между собой, так что «Другое пространство» было местом встреч студентов и выпускников консерватории самых разных лет. Но даже если зерно проросло в одном человеке, это уже результат.

Толчок фестивалю, безусловно, дал новый худрук и новый коллектив – Владимир Юровский присоединился к творческой команде (с композитором Олегом Пайбердиным во главе) в 2012-м и предоставил в резиденцию Госоркестр. Так к нескольким ансамблям современной музыки, которые участвовали и участвуют в «Другом пространстве» и сегодня, присоединился коллектив большего масштаба и больших возможностей. А сам Юровский, который только появился в Москве и был объектом пристального внимания (а затем стал объектом преклонения и поклонения), прибавил публики. Постепенно из одного пространства современная музыка перекочевала в другое – вернулась в академический зал! Конечно, на концерте, где играли впервые в России Симфонию Берио и «Группы» Штокхаузена, как остроумно заметил музыковед Влад Тарнопольский, случилась музыкальная перепись Москвы (незнакомых лиц в 1,5-тысячном зале было мало), но это скорее исключение. И если полный зал на оратории американского композитора Джона Адамса «Младенец Христос» стоило ожидать, понятно, что это будет красивая и эффектная музыка, к тому же имя знаменитого режиссера Питера Селларса в качестве либреттиста склоняло чашу весов, то сложная программа концерта-открытия могла обратить публику бегство (что и случилось во время исполнения концерта Владимира Мартынова «Танцы с умершим другом», но в самых минимальных масштабах). 

В программе сошлись пьесы мемориального, или ритуального, характера: собственно «Ритуал памяти Бруно Мадерны» Пьера Булеза, где на «остов» ударных нанизываются сегменты, транслирующие и множащие музыкальную анаграмму фамилии носителя посвящения; «Маленькая торжественная музыка в честь Пьера Булеза» Дьердя Куртага – сегодня, почти через год после смерти Булеза, воспринимающаяся скорее как печальное траурное шествие. Как молитвенный ритуал можно воспринимать и Вторую симфонию Галины Уствольской – сочинение сколь эффектного, столь и интимного плана (совместить эти две, казалось бы, непересекающиеся позиции – задача почти недостижимая): герой здесь взывает к потерянному (необретенному? оставившему?) богу. Гимн монодии «спел» Олег Пайбердин в сочинении «Vox», буйство оркестровых красок сверкнуло в сочинении Владимира Николаева «Фантомы» (мировая премьера). Другая пьеса отечественного композитора – хоть исполненная и в следующем концерте – могла бы вписаться в программу посвящений. Речь о пьесе Фараджа Караева «1791» – оркестровой версии его ранней серенады «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге». В этом прощании с Моцартом, в основе которого – знаменитая Lacrimosa из Реквиема (музыка, с которой сам Моцарт попрощался с миром), такая тонкая работа с материалом, что Lacrimosa становится не Моцарта – Караева, один композитор словно пропускает через себя другого и его присваивает. Тонкая, изумительная, очень поэтичная работа, где так много любви – к Моцарту, к профессии, к музыке…

В той же программе прозвучали и колоссы – «Группы» Штокхаузена (1957) и Симфония Берио (1968/69) – впервые в России. Правда, выбор пьес и исполнителей вызвал некоторые вопросы. Особенно это касается «Групп» – сочинение задумывалось для исполнения в условиях, когда публику окружают три оркестра, дабы возникал пространственный эффект (или, как это проще объяснил Юровский, как будто композитор накурился чего-то и решил послушать радио – цитата не дословная). В зале им. Чайковского был представлен слишком компромиссный вариант – все музыканты сидели на сцене, к тому же повернувшись спинами к залу, а в условиях довольно сложной акустики этого пространства желаемый композитором эффект был задушен уже самой рассадкой. Поискать бы для этого сочинения другое пространство! А для «Другого пространства» – найти другое сочинение Штокхаузена. В Симфонии Берио (ее исполнил Азербайджанский государственный симфонический оркестр под управлением Фуада Ибрагимова и вокалисты из ансамбля Questa musica) хотелось большей детализации, ощущения игры, узнавания многочисленных цитат – а получилось как первый блин. Впрочем, уже то, что эти пьесы звучали в России, – чрезвычайное событие.  

Итак, современная музыка действительно прорвалась в пространство других зрителей. Конечно, стоит добавить, что не только собственно филармонии и фестиваля в том заслуга: мощную (по своим возможностям) пропаганду новой музыки давно ведет Центр современной музыки при Московской консерватории и его ансамбль, Московский ансамбль новой музыки, ГАМ-ансамбль, организация молодых композиторов и музыковедов «МолОт», ансамбли Questa musica и N'Caged (все они принимали участие в фестивале), Мультимедиа Арт музей, Электротеатр и так далее. Интерес к новой музыке сейчас на самом деле высок. Настолько, что около филармонии спекулянты предлагают билеты.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1105
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1325
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1583
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1147

Другие новости