0
2943
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2016 15:35:00

Космос Анны

Мировая премьера балета Игоря Машукова по творчеству Ахматовой прошла в Перми

Тэги: пермь, балет, премьера, ахматова


пермь, балет, премьера, ахматова Фото Ильи Букирева

В конце октября в Перми состоялась премьера балета «Реквием по Анне», посвященного великой поэтессе XX столетия Анне Андреевне Ахматовой. Формальным поводом могла бы стать годовщина – ровно полвека назад Ахматова оставила мир, отмеривший ей страданий едва ли не больше, чем таланта. Однако формального в новом спектакле не было ничего, напротив – искренне, эмоционально и вдохновенно композитор Игорь Машуков, хореограф Сергей Райник и художник Валерий Кунгуров создали музыкально-хореографическое полотно, которое оказалось современным, авторским и в то же время художественно точным по отношению к личной истории поэтессы.

«Реквием по Анне» - довольно редкая по нынешним меркам история. Мало в каком нестоличном городе сегодня можно увидеть спектакль на музыку современного местного (не по творческому размаху, а по месту проживания) композитора, поставленный и исполненный силами местной же хореографической труппы, причем поставленный и исполненный театром «Балет Евгения Панфилова» так, что весьма камерная история приобрела поистине философский масштаб. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что сегодня создание нового спектакля влечет за собой не только творческие, но и серьезные финансовые вложения, и премьера оказалась возможной лишь в рамках творческого проекта «Звуки Пармы: XXI век» (Пармой называют леса в Пермском крае. – «НГ»), поддержанного грантом Министерства культуры России.

Местом рождения «Реквиема» стал Дом Культуры имени Ю. Гагарина, где сегодня расположена основная концертная площадка «панфиловцев». Своей собственной сцены одна из главных пермских культурных ценностей, прославившая город задолго до появления в нем Теодора Курентзиса и Дягилевского фестиваля, не имеет до сих пор, впрочем, в Перми строительство театральных сцен – всегда особый сюжет.

Несмотря на удаленность от центра, рабочий день и скромную рекламную кампанию, зал ДК Гагарина 27 октября был полон. Событие объединило в одном зале любителей современной музыки (премьера завершала X Международный фестиваль современной музыки Sound 59) и поклонников «Балета Панфилова». Впрочем, последним вначале пришлось попробовать найти удовольствие и в «чистой» музыке. Первая часть премьерного вечера была отдана камерным сочинениям композиторов - современников Ахматовой в исполнении молодых пермских музыкантов. Сонаты Прокофьева и Шостаковича сопровождались комментариями о событиях в жизни поэтессы, происходивших в годы создания звучащих произведений. Такая параллель возникла не случайно – главным тематическим источником партитуры балета стала прелюдия А. Скрябина es-moll op.16, написанная вскоре после рождения Анны Ахматовой. Игорь Машуков продолжил традицию, заложенную автором балета о другой знаменитой Анне – Родион Щедрин использовал «музыку Чайковского, совпадающую по времени написания с годами замысла и создания Л.Н. Толстым романа «Анна Каренина»». Сама прелюдия, которая длится едва ли больше минуты, прозвучала за вечер дважды: в первой части в живом исполнении Виктории Зориной, во второй – в искусно вплетенной в музыкальную ткань балета архивной записи Владимира Софроницкого. Свободная манера его игры, подобная колышущемуся огоньку восковой свечи, была подхвачена виртуозными скрипичными соло Владислава Песина, только в его партии все агогические неровности были подробно зафиксированы композитором. Скрипке отдано центральное место в партитуре балета, она персонифицирует собой образ Ахматовой, противостоящей то вакханалии «стальных» ударных, то грохоту солдатских сапог на «Параде». Внимательный слушатель, воспитанный на музыкальном наследии прошлых веков, наверняка уловил жанровые опоры в новом сочинении: концерт для скрипки с оркестром (в роли оркестра – ансамбль из перкуссии, электроники и приготовленного фортепиано), финальную пассакалию и вариации на тему прелюдии Скрябина. Вариации здесь - форма высшего порядка, объединяющая все части балета («Вступление», «Линия судьбы», «Бал. Колодец сознания», «Принятие псевдонима» (Ахматова), интермедия «Сталь», «Анна и Гумилев», «Творчество», «Парад. Каменное слово», «Боль и безгласие», «Восхождение», «Эпилог. XXIвек»).

В партитуре Игоря Машукова знакомые жанры и инструменты слились в неразрывное целое с выразительными средствами, доступными композитору XXI века. Музыка балета богата тембровыми красками, от тибетской чаши, погружающей публику в пространство медитации с первых секунд балета, до пронзительно лирических импровизаций пилы и электронных звучаний, придающих едва ли не космический объем происходящему. Впрочем, и привычные уху ударные, рояль и скрипка здесь предстают в самых разных звуковых обликах. В некотором смысле прообразом балета стали «Трансцендентные вариации для скрипки» - созданные Игорем Машуковым несколько лет назад, они уже звучали в Перми, Санкт-Петербурге, Москве, Минске, Чайковском, Екатеринбурге, поражая публику виртуозностью композиторской и исполнительской техники. Мастерство владения современными техниками игры и в вариациях, и в сольной скрипичной партии в самом балете требуется и вправду трансцендентное, поэтому Владиславу Песину едва ли скоро найдется альтернатива – недаром он здесь единственный приглашенный артист. Поэтому, несмотря на то, что остальные музыканты, приглашенные для участия в спектакле, живут и работают в Перми, дальнейшие показы «Реквиема» «Балет Евгения Панфилова» будет вынужден либо делать под фонограмму, либо подстраиваться под плотный график солиста Московского ансамбля современной музыки. Впрочем, рядом с Песиным играла партию второй скрипки пермячка Наташа Васёва, недавняя выпускница Пермского института культуры, давно пробующая себя в исполнении современной музыки. Благо, в Перми для этого едва ли не лучшие среди нестоличных городов возможности – играть современную музыку в провинциальных консерваториях не учат, а в Перми во многом благодаря Игорю Машукову, который успешно совмещает творческую и административную активность, существует фестиваль современной музыки Sound 59, ансамбль исполнителей современной музыки RedSound, наконец, Международная Академия молодых композиторов в Чайковском.

Для сценической составляющей «Реквиема» характерно привычное для «Балета Евгения Панфилова» жонглирование профессиональными «амплуа». К примеру, автором хореографии балета стал Сергей Райник – на протяжении многих лет солист театра, а ныне и художественный руководитель. Образ «Стали» создал танцовщик с невероятно мощной харизмой Алексей Расторгуев, который также весьма успешен и как хореограф. В шорт-листе «Золотой Маски-2015» его постановка «Глазами клоуна» значится в номинациях «Лучшая работа хореографа» и «Лучший спектакль».

Прима панфиловской труппы Мария Тихонова в очередной раз подтвердила свой высокий класс – образ Ахматовой ей оказался более чем впору. Наполнив его живой энергией и оглушающим сочетанием неукротимой внутренней силы и, пожалуй, даже слишком женственной прелести, Ахматова-Тихонова выстояла и против стальной мощи анти-героя Алексея Расторгуева, и против Весталки-Судьбы (статная и яркая Юлия Манжелес), и против «Мифо-Гумилева» (Сергей Курочкин). Гумилев здесь - не столько муж Анны, сколько собирательный образ многих обожавших ее мужчин, каждый из которых своей привязанностью тянул ее к земному, тогда как предназначение великой поэтессы требовало движения ввысь.

Вывести на сцену творца, раскрыть для публики глубины самого интимного в жизни художника – творческого процесса – это задача, о которую сломало крылья не одно поколение постановщиков. Здесь на помощь авторам пришла сама Ахматова – в «Творчестве» хриплая фонограмма, сохранившая живой голос поэтессы, звучит с театральных высот, придавая метаниям героини на сцене и ее музыкального alter ego - скрипки иное измерение: публика и слышит, и видит, как «продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь».

Визуальная составляющая спектакля делает честь не только хореографу, но и художнику-постановщику «Реквиема» Валерию Кунгурову. Опытный театральный мастер создал лаконичный и емкий образ, позволив публике забыть об ограниченных возможностях сценической площадки. Единственная металлическая декорация с цветочным орнаментом от части к части обращалась то клеткой, в которую Анну заключает «стальной» Алексей Расторгуев, то коваными райскими воротами, куда ускользнет Ахматова в финальном Эпилоге.

Валерий Кунгуров впервые присоединился к творческому тандему Райника и Машукова, который родился в рамках «Пермских историй», и уже подарил пермской публике моно-балет «Молёбка». Хочется верить, что плодотворное сотрудничество будет продолжено. Единство творческих позиций создателей - одно из важных преимуществ спектакля, которому предстоит с одной попытки найти путь к сердцу публики. При колоссальных и ежегодно пополняемых объемах культурного наследия второго шанса у современного сочинения может и не быть. Но «Реквиему» в этом смысле заслуженно повезло – спектакль получился цельным, драматургически выстроенным, полным смыслов, доступным разным уровням восприятия, поэтому основным лейтмотивом в традиционных «разговорах в гардеробе» было: «Когда же следующий спектакль, хочу привести знакомых».

Хочется верить, что спектакль станет репертуарным и публика сможет увидеть его не только в ДК Гагарина, но и на других сценах страны.

Пермь




Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Бюджет здорового человека": в Москве обсуждается проект главного финансового документа

"Бюджет здорового человека": в Москве обсуждается проект главного финансового документа

Евгений Солотин

В мегаполисе планируют продолжать программы развития и сохранять высокие стандарты социального обеспечения

0
480
Кабмин предложил выделить на создание интернет-контента для молодежи более 6 млрд рублей

Кабмин предложил выделить на создание интернет-контента для молодежи более 6 млрд рублей

  

0
351
ВМФ России готовится к высадке крупного десанта

ВМФ России готовится к высадке крупного десанта

Владимир Мухин

Отечественные "Мистрали" будут строить в Крыму

0
2814
Доходы Суэцкого канала за 2018/19 финансовый год составили рекордные 6 млрд долл.

Доходы Суэцкого канала за 2018/19 финансовый год составили рекордные 6 млрд долл.

0
441

Другие новости

Загрузка...
24smi.org