0
5599
Газета Культура Интернет-версия

24.11.2016 00:01:00

Марис Янсонс: "За выступления в Санкт-Петербурге я никогда не беру денег"

Тэги: опера, дирижер, оркестр, баварское радио, марис янсонс


Дирижер намерен больше времени уделять опере.	Фото Reuters
Дирижер намерен больше времени уделять опере. Фото Reuters

Маэстро Марис ЯНСОНС, главный дирижер оркестра Баварского радио, один из лучших дирижеров мира, выступит будущим летом на Зальцбургском фестивале. Выпускник ленинградской школы-десятилетки консерватории, отмечающей в этом году 80 лет, он продолжает называть своим домом квартиру в Петербурге, где находятся грандиозная аудиотека и библиотека. Сюда дирижер приезжает отдохнуть после выступлений в Европе и других частях света. Во время такой паузы с маэстро поговорил музыкальный критик Владимир ДУДИН

 – Совсем недавно была объявлена программа Зальцбургского фестиваля, на котором вам предстоит в августе следующего года продирижировать оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Вы постепенно переключаетесь на оперу? 

– Это было моей давней мечтой: опера – моя страсть. Оставив пост главного дирижера в амстердамском оркестре Консертгебау, я думал, что времени появится больше и я посвящу его опере. Времени больше не появилось: многие решили, раз у меня остался один оркестр Баварского радио, значит, я стал свободнее, и предложения посыпались. Тем не менее я очень хочу заниматься оперой, хотя этот жанр, конечно, отнимает очень много времени. Я люблю присутствовать на первых же репетициях вместе с режиссером, хочу быть на всех сценических репетициях, дышать вместе с певцами, проникнуться их пульсом. Я не хочу приезжать в последний момент. В целом это занимает примерно полтора месяца. Потом еще месяц проката спектакля, в зависимости от контракта. Итого два с половиной, это очень долго. А у меня есть обязательства перед Мюнхенским оркестром. Как видите, не все складывается с легкостью, все требует времени. И потом, мне хочется немного сбавить темп. Сколько же можно на износ, нехорошо это. 

Какие впечатления остались у вас от работы над «Пиковой дамой» в Амстердаме? 

 – Как вы, наверное, знаете, сначала я подготовил концертное исполнение «Пиковой дамы» в Мюнхене. Многие певцы из мюнхенского состава перешли в амстердамскую премьеру, но были и новые. Я получил громаднейшее удовольствие просто от того, что дирижировал оперой. Я ведь вырос в оперном театре, с трех лет находился в Рижском оперном театре с родителями, потому что няни не было. Поэтому два с половиной месяца работы над «Пиковой дамой» я летал в небе счастливый, как ангел. 

Счастлив от музыки? 

– От всего. Мне весь этот процесс доставляет громадное удовольствие. Я чувствую себя очень свободно, мне нравится театр, его атмосфера. Я получаю удовольствие от процесса подготовки, ну и, естественно, от совершенно гениальной музыки. Эта опера входит в пятерку лучших опер мира.

Вы приняли концепцию режиссера Стефана Херхайма? 

– Решение очень интересное. Я же с ним второй спектакль сделал, после «Евгения Онегина». Он очень талантливый режиссер. У него свое понимание, он виолончелист, прекрасно знает музыку и старается ей следовать. Иногда она его чересчур захватывала, и он, может быть, немножко переходил границы. В начале репетиций все мы были несколько шокированы его предложениями, но когда видели результат, понимали, что это очень здорово. Он показал свое видение этой оперы, сконцентрировавшись на том, что в ней весь Чайковский, его биография. Так он увидел. Да, были намеки (на гомосексуальность композитора. – «НГ»), конечно, но это же все на самом деле было. Мы сегодня уже привыкли к тому, что режиссеры проходят такую границу…

Вы с этим смирились? Нет, просто я знаю, что это существует. В его постановке «Онегина», например, на бал Гремина в финале являлся космонавт, но таково его видение. Блюстителей нравственности в таких случаях чрезвычайно возмущает, что картинка совсем не соответствует «роману в стихах»  Пушкина…

- Ну, видите ли, Чайковский тоже не Пушкин, если так рассуждать. Тогда и ему можно сказать: «Петр Ильич, вы куда-то не туда заехали, почитайте, пожалуйста, Пушкина внимательнее». Опера – это интерпретация. Сидеть на месте и критиковать, говоря, что все это ужасно и давайте только продолжать старое, привычное, традиционное… Наверное, мы должны немного чувствовать время. Хотя нам, выросшим в совсем другой эстетике, понимать все это не так легко. 

Как складывается судьба строительства нового концертного зала в Мюнхене? 

 – Могу сказать, что я победил в очень долгой борьбе, продолжавшейся 12 лет: зал построят. В январе проведут конкурс архитекторов. Вы знаете Мюнхен? Недалеко от вокзала есть район, который хотят сделать культурным центром с гостиницами, квартирами, естественно, ресторанами, джазовыми клубами, концертными залами. У меня планы создать там музыкальную школу и детский музыкальный сад, но это уже далеко идущие планы. Теперь надо держать кулаки, чтобы все состоялось и не длилось так долго, как это было в Гамбурге при постройке Филармонии на Эльбе, длившейся невероятное количество лет и на которую ушла уйма средств. Это жуткий пример. Хотя открытие нового зала в Гамбурге, расположенного в очень красивом месте, будет громадным событием для всего мира. Я видел макет и был на объекте, когда его только начинали строить. Акустикой занимался потрясающий Ясухиса Тойота. 

Много вы играете Шостаковича в этом сезоне? 

– Довольно много, но не могу сказать, что больше, чем обычно. Как можно не играть Шостаковича, этого гения? Его надо обязательно играть. Может быть, конечно, есть еще где-то страны, где сохраняется впечатление о том, что его музыка непонятна. Но дело в том, что музыку понимать не надо – ее надо чувствовать. Еще Бетховен говорил, что надо чувствовать музыку. Шостакович – это уже классика. 

Вы записали все его симфонии? 

– Да, у меня была интересная история, когда я решил записать все симфонии Шостаковича с разными оркестрами. В проекте приняли участие оркестры Осло, Петербургской и Берлинской филармоний, Филадельфийский и Лондонский, оркестр Баварского радио. Амстердама у меня тогда еще не было. Баварское радио взяло на себя Вторую и Третью симфонии – не такие популярные, но они молодцы, что помогли осуществить эту задумку. 

Вас очень не хватает в петербургской, да и российской музыкальной жизни. Нет приглашений или вы слишком дорогой дирижер? 

– Отвечу по порядку. Первое – зовут и филармония, и Гергиев уже годами. Мы с ними на эту тему уже и не говорим, потому что им надоело, что я все время отказываю. Хотя вот в год 100-летия моего отца я приезжал выступить в Большом зале филармонии с заслуженным коллективом. Второе – по поводу «дорого». За все свои выступления здесь – с тех пор, как ушел из филармонии, я никогда не брал денег, отдавая гонорар то в школу-десятилетку, где учился, то артистам-пенсионерам. Тут, вы знаете, немножко сантименты срабатывают, такое особое отношение. Десятилетка, консерватория и филармония мне многое дали, воспитали меня как дирижера. Если бы не филармония, я бы не находился на том месте, которое занимаю. Не могу я брать из филармонии деньги. Кстати, в Ригу я очень редко приезжаю, годами не бываю, и на меня там очень обижаются. Слава Богу, вырвался в сентябре на неделю и то только потому, что у оркестра был юбилей, и у моего любимца Раймонда Паулса тоже был юбилей. Я мечтал всю жизнь выступить с ним вместе. И моя мечта осуществилась: он играл Рапсодию в стиле блюз Гершвина. И там я тоже никогда не брал деньги. Если все время думать только о том, сколько я за это получу, это страшное дело.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
276
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
266
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
383
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
281

Другие новости