0
2600
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2016 15:19:00

Восемьдесят на двоих

Тэги: госоркестр, госхор, юбилей, большой театр


госоркестр, госхор, юбилей, большой театр Фото Станислава Левшина

На Исторической сцене Большого театра 80-летний юбилей отметили два коллектива - Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова и Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова. В программу юбилейного гала-концерта вошли шедевры отечественной и зарубежной музыки, произведения, написанные специально для Госоркестра и Госхора, не обошлось и без мировых премьер – впервые прозвучал проект Гимна СССР, предложенный Сергеем Прокофьевым. Коллективы приготовили друг другу шуточное поздравление: хор а капелла исполнил переложение знаменитой пьесы Свиридова «Время, вперед», а музыканты оркестра отложили инструменты и запели русскую народную песню «Во кузнице».

В юбилейном концерте приняли участие российский и зарубежные музыканты – певцы Ольга Бородина, Анита Хартиг (Румыния), Дмитро Попов (Украина), прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова, скрипач Михаил Симонян и пианистка Екатерина Мечетина. Специальными гостями стали два коллектива из Грузии: ансамбль солистов «Сулико» Тбилисского государственного театра оперы и балета и ансамбль «Мцхета». За дирижерский пульт в этот вечер вышли художественный руководитель Госхора Евгений Волков, хормейстер коллектива Александр Топлов, молодой музыкант из Эстонии Кристиан Ярви и маэстро Томас Зандерлинг (Германия).

Участники концерта поделились своими впечатлениями.

Евгений Волков, художественный руководитель Госхора имени А.В. Свешникова

К сожалению, мне не довелось работать с великим Светлановым в составе какого-либо хора, поэтому личные воспоминания о Госоркестре «легендарной эпохи» - только «из зрительского зала».

Насыщенный, наполненный какой-то эпической силой и магией, звук. Живая, полнокровная музыка, возникающая под руками Маэстро, силой таланта удивительных оркестрантов ГАСО… Концерты, которые невозможно забыть…

Госхор стал частью моей жизни в последний рабочий день 2007 года, когда коллективу был представлен новый художественный руководитель – мой незабвенный наставник, один из величайших хоровых дирижёров наших дней, Борис Григорьевич Тевлин. Учитель оказал мне великую честь, пригласив участвовать в возрождении коллектива и подарив счастье видеть этот свой невероятный творческий подвиг…

Я и сегодня счастливый человек, поскольку чувствую удивительную отдачу, любовь к Музыке и коллективу всех, кто трудится в хоре: музыкантов, администрации, технических сотрудников. Всем им – моя любовь и благодарность.

Одна из важных традиций Госхора – стремление к новому, поиск не только трудных путей, но и путей «наперекор», «вопреки». Поэтому у нас не может быть и речи о противопоставлении «традиционного» «новаторскому». Не забывать и не бросать ничего из наработанного, приумножать и развивать достигнутое – вот наше кредо, унаследованное от учителей.

Я стремлюсь к тому, чтобы мы могли петь разный репертуар – от старинной музыки до кроссовера, от миниатюр до крупных форм. Естественно, «в приоритете» отечественная музыка и русская народная песня во всей их многоликости. Не забываем мы и о премьерах, и о воскрешении забытой классики.

В наших ближайших планах совместный концерт с нашими давними друзьями - грузинским ансамблем "Мцхета" в БЗК или в КЗЧ (как ни странно, одной из самых первых песен, исполненных Госхором была грузинская "Цангала да гогона") участие в ряде концертов Московского Пасхального фестиваля, сольный концерт в рамках Международного культурного проекта "День России в мире" (пока ведутся переговоры, но вероятнее всего это будет Берлинская Филармония).

Михаил Симонян, скрипач

Для меня это огромная честь — выступить на юбилейном вечере двух замечательных коллективов. 80 лет они работали на имидж нашей страны.

Я не так часто выступаю как скрипач в России, и мне, конечно, очень приятно сыграть на исторической сцене Большого театра, тем более на юбилее таких именитых коллективов. Потому что все мы преклоняемся перед выдающимися музыкантами, работавшими в Госхоре и ГАСО. На их записях мы выросли. Финал скрипичного концерта Хачатуряна мы исполнили с моим другом, знаменитым дирижером Кристианом Ярви. Мы с этой программой много раз выступали вместе, записали диск. Теперь решили вспомнить молодость и сыграть произведение здесь, в Москве.

В этом концерте приняли участие музыканты из Эстонии, Украины, Румынии, Австрии, США, Германии... Думаю, если бы представители этих стран получили приглашение на некую политическую дискуссию, они далеко не так быстро откликнулись бы.

Екатерина Мечетина, пианистка

Для меня всегда невероятное счастье играть с Госоркестром России имени Светланова и выступать в проектах, организуемых командой Госхора имени Свешникова. Ровно два года назад я играла на Исторической сцене Большого театра "Ангела" из цикла Сергея Рахманинова "Шесть хоров для женских или детских голосов в сопровождении фортепиано" на стихи Лермонтова к 200-летию поэта. Я до сих пор с большим теплом вспоминаю то, как звучит фортепиано в сочетании с детскими голосами. В этот раз я сыграла финал своего любимого Первого концерта Чайковского на концерте в Большом театре. Очень жаль, что без хора. Надо будет придумать что-то обязательно совместное на ближайшее время.

Ольга Бородина, певица

В эпоху развенчания традиционных ценностей крайне важно нести обществу то доброе, вечное и светлое, что есть в нашем народе. То, что так прекрасно делает Русский хор. Когда слышишь, как поют свешниковцы - то слышишь в них голос народа. На Западе, где я очень много выступаю, люди с совершенно другой ментальностью, но слышала, что концерты Госхора проходят с огромным триумфом и зарубежном - встречают стоячие овации и в парижском Гаво, и в лондонском Барбикане. Значит, действительно, есть какая-то магия в Русском хоре и его голосах. Искренне поздравляю весь коллектив Госхора с этой важной датой.

Анита Хартиг, певица

Я впервые выступала на Исторической сцене Большого театра. Когда я вышла на репетиции и увидела подсвеченный зал - то мне пришлось потратить несколько секунд на то, чтобы вспомнить слова той арии, что я пела. Я искренне благодарна на приглашение. Весь концерт прослушала из-за кулис! Я бы очень хотела сделать совместный проект с оркестром имени Светланова и хором имени Свешникова. Надо выбрать какое-то произведение, где активно задействован хор, и вернуться в Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
670
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1351
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1188
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2256

Другие новости