0
1848
Газета Культура Печатная версия

15.12.2016 00:01:00

Танец Цветка и мамонт из вечной мерзлоты

Мировая премьера балета Артема Васильева "Снежная королева" состоялась в Екатеринбурге

Тэги: балет, премьера, снежная королева, артем васильев, вячеслав самодуров, екатеринбург


балет, премьера, снежная королева, артем васильев, вячеслав самодуров, екатеринбург Балет получился стильным и с настроением. Фото Сергея Гутника со страницы Екатеринбургского театра оперы и балета в «ВКонтакте»

Худрук балета Екатеринбургского театра Вячеслав Самодуров определил жанр своей новой постановки как сказку для детей и взрослых, которые испытывают недостаток внимания. Именно этот мотив показался хореографу в притче Андерсена наиболее актуальным. Проказнику Каю, бывает, не достучаться до родных, когда бабушка читает в уютном кресле, а Герда мечтает о своем, о девичьем.

Детям не стоит, конечно, рассказывать (особенно под Новый год) о том, что Снежная королева (она же Ледяная Дева) может ассоциироваться и со смертью. Но взрослым не худо бы задуматься. К страдающему от одиночества ребенку не всегда прилетает Карлсон. Небрежение близких нередко толкает его в холодные объятия к невеселым, отнюдь не виртуальным играм, в которых не бывает второй попытки.

Спектакль, между тем, заявленными в буклете смыслами не перегружен. Третий в уходящем году, после номинированных на «Золотую маску» «Ромео и Джульетты» в Екатеринбурге и «Ундины» в Большом театре, – полнометражный балет Самодурова отвечает всем требованиям к детскому новогоднему подарку. Немного волшебства. Много наивного юмора – за него в первую очередь отвечают Маленький тролль, Ворон, Цветок, Атаманша с разбойниками. Написанная «в ноги» музыка (ее специально для екатеринбургского театра сочинил композитор Артем Васильев) доходчива и конкретна. Вопреки балетной традиции именно композитор, как уверяет он сам, добивался от постановщика детального плана с точным указанием характера и продолжительности каждого эпизода. Такой рациональный подход, возможно, не позволил хореографу при всей его изобретательности утонуть в метафорике. Полноценными соавторами стали исполнители. Пластические нюансы и метаморфозы раскрываются в изяществе и деликатной манере Мики Нисигути (Герда), остроте и графичности танцевального рисунка Алексея Селиверстова (Кай), заразительности и точности фразировок Игоря Булыцына (Ворон), трогательном злодейском хип-хопе Ильдара Ибраева (Маленький тролль).

Лаконичное и выразительное оформление создали не впервые сотрудничающая с Самодуровым художник по костюмам Ирэна Белоусова и дебютировавший в качестве сценографа график и дизайнер Эрик Белоусов. Во многом определив атмосферу спектакля, к делу они подошли по-взрослому, во всеоружии приемов искусства инсталляции, скандинавского минимализма, популярного кино, от советского «Вия» в сцене появления троллей до современных фэнтези, и переосмысления наследия самых разных художников – от Магритта до Экзюпери. Буйство красок – в сценах городских гуляний или в танцах цветов и птиц художникам есть где развернуться – умело организовано. Действо получилось стильным и с настроением.

В то же время это спектакль-игра. Шутливая перекличка с балетами прошлого. Черно-белые снежинки напоминают о «Щелкунчике», сцены в Оранжерее – об «оживленном саде» из «Корсара», восставший из вечной мерзлоты мамонт, на котором восседает Снежная королева, – о знаменитом слоне из «Баядерки», а танец Цветка – о «Нарциссе» Касьяна Голейзовского. В финале, когда после испытаний и приключений герои наконец воссоединяются, дети и бабушка вдруг обретают комично царственную балетную осанку и, точно в дворцовой сцене из «Лебединого озера», шествуют в торжественном полонезе.

Замечательно, что все эти тонкости не пройдут мимо детского сознания, если родители не поленятся прочитать вместе с чадом буклет. Это тоже подарок. Своего рода обучающая игра, так остро необходимая сегодня не только юному посетителю театра. Занимательно организованный, при этом очень информативный текст буклета ненавязчиво вводит в мир театральных реалий и балетных условностей, счастливо соединяя обе функции – художественную и просветительскую.

Екатеринбург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Алексей Ратманский вернулся в Большой театр

Алексей Ратманский вернулся в Большой театр

Наталия Звенигородская

Новая версия "Ромео и Джульетты" представлена на Новой сцене

0
846
Чем заняться мертвецу в Мексике

Чем заняться мертвецу в Мексике

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит "Тайна Коко" – новый мультфильм компаний Disney и Pixar

1
757
Вся Финляндия танцует

Вся Финляндия танцует

Наталия Звенигородская

Мировая премьера балета "Земля Калевалы" прошла в Хельсинки

0
838
От прозы жизни далеко, от поэзии – тоже

От прозы жизни далеко, от поэзии – тоже

Марина Гайкович

Абсурдный реализм в новой опере Владимира Раннева

0
1072

Другие новости

Загрузка...
24smi.org