Музей посетители брали штурмом.
Фото Агентство «Москва» |
Третьяковская галерея в этом году выполнила и перевыполнила план, собрав рекордные для московских выставок нового тысячелетия 485,7 тыс. посетителей на ретроспективу Валентина Серова, а потом 598,8 тыс. – на показ Ивана Айвазовского. Правда, это спровоцировало интернет-аудиторию на упражнения в остроумии («очередь на Серова»). А сопровождавший выставку мариниста штурм музея с вынесенной дверью активизировал обсуждение проблемы спекуляции билетами. Моду на музеи сопровождают побочные эффекты, с которыми культурным институциям только предстоит справиться. Появился и вопрос, можно ли использовать инерцию успеха прошедших проектов для искусства не столь популярного.
Музей стал чем-то большим, чем музей. Если вспомнить слова руководителя одной из столичных институций, музей конкурирует чуть ли не с торговым центром. В храмы искусств пришли четверги и пятницы допоздна, кинопоказы, лекции, а вместе с тем тизеры к выставкам, удачные и не вполне, но завлекающие публику на просторах Интернета. Мода на посещение музеев растет, что отрадно. Но этот момент нуждается в нескольких оговорках.
Во-первых, выставочные рекорды в московских музеях свидетельствуют скорее о постепенной динамике. Так, ГМИИ и ГТГ время от времени обгоняют друг друга, и последний рекорд посещаемости в Пушкинском пришелся на выставку прерафаэлитов в 2013 году (446 тыс. зрителей). В Третьяковской галерее предыдущий перед Серовым рекорд был связан с ретроспективой Левитана в 2010–2011-м (291,5 тыс.). Вряд ли прерафаэлитов в России знают лучше Левитана – и маловероятно, что любовь, например, к Серову превышает опять-таки известность у нас прерафаэлитов всего на 40 тыс. человек, если измерять это «голосованием ногами». Скорее всего дело не только порой в почти агрессивной рекламе «блокбастеров» в ГТГ, а в поступательно растущей моде на музеи. И при этом зрители предпочитают показы большие, даже если после Айвазовского начинало укачивать. Камерная выставка Рафаэля собрала (правда, длилась она на месяц меньше ретроспективы крымского художника) 215 тыс. человек.
Во-вторых, в Третьяковке пока не решен вопрос, как технически принять всех желающих. С одной стороны, появились спекулянты, с другой – на выставку из Пинакотеки Ватикана билеты были распроданы заранее, а при продаже новой партии на сайте система, видимо, не выдержала натиска. Все равно людям пришлось на морозе часами стоять в очередях с давкой.
И в принципе можно ли использовать всю эту инерцию и пиар-наработки, чтобы привлечь нового зрителя на менее востребованное искусство и, например, на более сложные, чем ретроспективы, именно кураторские проекты-высказывания?