0
1840
Газета Культура Печатная версия

24.04.2017 00:01:00

Кшиштоф Пендерецкий: Сочиняющий на компьютере не напишет большой симфонии

Польский композитор – о фестивале Бетховена, ближайших планах и о "засухе" в современной музыке

Тэги: современная музыка, польские композиторы, кшиштоф пендерецкий, интервью


В следующем году композитору исполнится 85 лет.	Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
В следующем году композитору исполнится 85 лет. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В Варшаве и ряде других городов Польши прошел XXI Пасхальный фестиваль Людвига ван Бетховена, главной темой которого в этом году было «Бетховен и изобразительное искусство». На протяжении двух недель в залах Национальной филармонии и Национальной оперы знаменитые солисты и ведущие оркестры из Польши, Германии (Франкфуртского радио, немецкого радио из Саарбрюккена) и Армении (Государственный молодежный оркестр Армении) представили широкую культурно-историческую перспективу симфонической, камерной и оперной музыки XVIII–XX веков, обязательным пунктом которой были, разумеется, сочинения Бетховена. Главным гостем фестиваля был композитор Кшиштоф ПЕНДЕРЕЦКИЙ, муж основателя и генерального директора Бетховенского фестиваля Эльжбеты Пендерецкой. Музыкальный критик Владимир ДУДИН во время фестиваля побеседовал с классиком послевоенного авангарда – специально для «НГ».

Бетховен, насколько мне известно, никогда не был в Польше, а тут – целый фестиваль, посвященный ему в польской столице. Как получилось, что фестивалю в Варшаве дали имя последнего из трех венских классиков?

– Первые фестивали проходили в Кракове, где в свое время было обнаружено много бетховенских рукописей, попавших туда во время Второй мировой войны, и начинался он всегда с выставки этих манускриптов. Сейчас по традиции фестиваль продолжает открываться в Кракове, но лишь первые два дня. Рукописи все так же выставляются, потому что их нельзя перевозить. А потом фестиваль переезжает в Варшаву. Это самый лучший фестиваль в Польше, о чем все говорят, у него есть своя публика, и это огромное достижение. Популярность фестивалю гарантирует очень высокий уровень музыкантов, которые сюда приезжают. Да вы и сами, наверное, убедились в этом – зал каждый вечер был полон.

На ваше творчество Бетховен сильно повлиял?

– Бетховен влияет на всех композиторов. По-моему, нельзя стать композитором в обход Баха и Бетховена… В этом году так получилось, что в основной варшавской программе фестиваля нет моих сочинений, но вообще, конечно, мою музыку здесь исполняют, я не внакладе. В следующем году к моему 85-летию устроят фестиваль моей музыки в месяц моего рождения – в ноябре.

Уже известна программа фестиваля, посвященного вашему 85-летию?

– Все сочинения, конечно, вряд ли удастся исполнить, их слишком много. Но наверняка будут «Страсти», очень хотелось бы услышать «Утреню», которую очень редко исполняют, потому что она трудная, в том числе из-за староцерковных текстов. Но я очень люблю это сочинение. Какую-нибудь из моих четырех опер, надеюсь, тоже исполнят. Пятую оперу вот-вот собираюсь засесть писать по восхитительной книге «Аустерия» Стрыйковского.

Большая будет опера?

– Пока я вижу ее одноактной, где-то около часа и 40 минут. Больше, как мне кажется, роман и не позволяет написать. Хотя, конечно, никогда нельзя предугадать заранее. Либретто пишет польский писатель Антоний Либера.

Помнится, у вас были планы поставить одну из ваших уже написанных опер в Мариинском театре. С маэстро Валерием Гергиевым удалось договориться?

– Да, разговор с ним был когда-то, но с тех пор – молчание. Он действительно мне обещал, что поставит «Черную маску», мою лучшую оперу, но вы же знаете Гергиева, который за один раз делает 100 разных вещей… Может, когда-нибудь и выполнит обещание. Надо бы ему напомнить.

Вы сейчас сочиняете меньше и медленнее, чем раньше?

– Думаю, что с возрастом человек вообще становится более ленивым. Я никогда не отличался леностью, но вот сейчас люблю, например, подольше поспать. Когда-то просыпался в шесть утра, чтобы приняться за сочинение, а сейчас где-то в половине девятого встаю. Огромная разница. Потому что в утренние часы, когда человек только проснулся, у него свежая голова, сочиняется очень хорошо, плодотворно – лучшее выходит из-под пера. Но я столько всего уже написал, что и не должен больше ничего. Сочиняю сейчас больше из удовольствия. Вся моя жизнь с глубокого детства была наполнена музыкой: сначала – годы учения, потом сочинительство. Сейчас у меня и правда такое чувство, что все самое важное уже написал. Хотелось бы, конечно, еще что-то хорошее написать, но наверняка уже не сочиню двухчасового реквиема.

К тому же жизнь сегодня, увы, дает много поводов для написания реквиемов…

– Да, это факт, но существует и много музыкальных форм, которые не требуют обязательного переживания реальности. Я писал «Польский реквием» в трудный для Польши период, когда была «Солидарность». Все это и повлияло на сочинение реквиема. Демонстрации чуть ли не каждый день. Но сейчас наша партия «Закон и справедливость» – это наш большой стыд.

Вы – последний классик современной музыки в Польше? Чувствуете особость своей миссии?

– Да, к сожалению, все умерли – Гурецкий, Киляр, Лютославский. Шимановский жил еще раньше. К сожалению, я остался одинок – не вижу наследников, кто бы шел мне вослед. Есть, конечно, способные молодые люди, которые сочиняют. Но не стоит забывать, что в пору моей молодости было много того, что нужно было открывать для себя и слушателей. Сегодня мало чего можно открыть.

Вы видите в этом вину цифровой эры?

– К сожалению. Работающий с компьютером не сможет написать большой симфонии. Но это проблема не только в Польше – она везде. Чувствуется какая-то засуха. Мне бы очень хотелось услышать что-то новое, только по-настоящему новое. Может быть, через какое-то время кто-то и появится, кто откроет совершенно новую музыку.

А какой она должна быть – эта «новая музыка»?

– Не представляю себе. Если бы знал, сочинял бы так. Я писал свою музыку, отталкиваясь от той, которая существовала до меня. Я писал Stabat mater, «Анакласис» – это все были сочинения, не похожие на то, что было раньше. Сейчас я бы хотел завершить цикл симфоний, недавно закончил Шестую, Седьмую и Восьмую тоже дописал. Осталась одна – Девятая, за пределы которой уже и не надо выходить. Через год или два напишу Девятую и завершу цикл. Симфония, которую дописываю сейчас, основана на моем цикле «Китайские песни», который я решил расширить и написал восемь. Это будет лирическая камерная симфония для небольшого оркестра и одного солиста – для баритона.

В Россию собираетесь приехать?

– Пока меня никто не приглашает, как только пригласят – мгновенно приеду. Без приглашения как-то неудобно. Я приезжал в Россию даже тогда, когда это совсем не приветствовалось, мне очень нравится эта страна.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сверхзадача: поднять жанр комедии

Сверхзадача: поднять жанр комедии

Вера Цветкова

Ирина Вилкова: "Театр.doc" сделал меня"

0
1679
Доха расширяет круг союзников и поставщиков вооружения

Доха расширяет круг союзников и поставщиков вооружения

Александр Шарковский

Посол Катара в РФ Фарад Мухаммед Аль-Аттыйе сообщил о военно-техническом сотрудничестве с Россией

0
1724
Евгений Гонтмахер: "Проблема – межпоколенческая мобильность"

Евгений Гонтмахер: "Проблема – межпоколенческая мобильность"

Ада Горбачева

Система здравоохранения и соцзащиты не приспособлена к старению населения

0
1622
Иван Вырыпаев: "Я еще буду жить и работать в России"

Иван Вырыпаев: "Я еще буду жить и работать в России"

Елизавета Авдошина

Драматург и режиссер рассказал "НГ" о гастролях в Москве и "подводных камнях" польского театра

0
1616

Другие новости

Загрузка...
24smi.org