0
3447
Газета Культура Интернет-версия

11.05.2017 19:22:00

Зайдем, заедем, заживем

Тэги: искусство, выставка, ася заславская


искусство, выставка, ася заславская Ася Заславская. Заживем. Фото автора

"Я За" последние дни проходит в детской творческой студии"Академия", одна из площадок которой располагаетсяв помещении Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко на Пречистенке, и название выставки задает тон двойному прочтению работ. Во вступительном тексте 19-летняя Ася рассказывает историю - настаивая именно на этом слове - о том, как в 11 лет пришла с братом в знаменитую студию архитекторов Лабазовых ДЭЗ №5 и почти одновременно - в студию "Академия". Это - вехи. Сейчас она студентка-реставратор, лауреат в том числе и международных реставрационных выставок "Denkmal" - за проект реставрации шехтелевских чугунных решеток, что были обнаружены на Мясницкой под слоем асфальта два года назад. Видя Асины работы на коллективных смотрах студийцев-дэзовцев или молодежной команды музея "Гараж", радуешься, что формат персональной выставки, пусть небольшой (к сожалению, я не смогла прийти на вернисаж и посмотреть видео - а есть еще и видео Асиного перформанса), художник выдерживает легко. Впрочем, здесь - не рецензия, скорее заметки-наблюдения, потому что за молодыми, развивающимися художниками интересно наблюдать.

Троллейбус катится по Пречистенке, народу мало. В одном его конце случайно встретившиеся по пути женщина с мужчиной обсуждают чью-то выставку. "Знаете, у нас открылась выставка N, - рассказывает она, - Только в ней, мне кажется, есть какой-то надрыв". - "Но в искусстве всегда есть надрыв", - резюмирует ее попутчик. Что за выставка, чья и где? В Академии художеств? - я смотрю в окно и не знаю, маршруты пересеклись и разошлись. После череды предпраздничных музейных открытий - то выставка де Кирико, то выставка Моранди - довольно чинных, видишь совсем другую картинку и расслабляешься. В "Академии" дети расходятся после занятий, тут коридор, комнаты, и девочка лет семи на вопрос, у кого спросить разрешения посмотреть выставку, деловито, почти строго указывает: "Вон там, видите, в конце коридора дверь налево, идите туда. Только не направо!"

Заглавие "Я За", можно подумать, не предполагает - или до поры до времени не приоткрывает сюжета выставки, но он здесь есть, проступает во вроде бы просто собранных работах, уже виденных на других показах и еще не виденных. Например, "Поступки" 2016-го, следы ботинок на белых листах-"свитках" - следы как отпечатки дел и вместе с тем как вопрос - тождественны ли средние 9000 шагов в день поступкам, ну, или наоборот, всегда ли видны поступки - были на выставке дэзовцев "ОР-НА-МЕНТ" в Музее декоративно-прикладного искусства, затем - на коллективной выставке "Соавтор", которую в Новом крыле Дома Гоголя курировала Катя Бочавар, а сейчас приобрели новый смысловой оттенок в диалоге с другими работами Аси Заславской. Вообще, диалог (или его отсутствие) между работами, то, как они раскрываются друг рядом с другом - то, чего ищешь на разных выставках, штука непростая в построении. Здесь он чувствуется. Напротив следов-"Поступков" - "Дорога домой". Под фотопортретами таксистов, приехавших в Москву на заработки из Азербайджана, Армении, Дагестана, короткие "сводки": цифра в тысячах километров до родных краев, где их, вероятнее всего, ждут семьи, и имена. "Весь пробег их машины - это путь домой, который, нарушая все законы логики, они держат каждый день...", - пишет Ася Заславская. Статичные портреты за рулем, улыбающиеся лица тех, кого зачастую не запоминаешь, стоп - снято. Работа, жизнь, долгое наматывание кругов в одном городе по маршрутам, заданным случайными пассажирами, - как следы на пути домой.

Со времен концептуализма современное искусство живет с приматом идеи, в сравнении с искусством классическим почерк художника, может показаться, уходит в тень - художник будто бы скрывается за фотографиями, за героями и за "найденными объектами". Но это не совсем так. Почерк - в сочетании идеи и сделанности, в ассоциативной цепочке, которую способно развернуть произведение и которую способен считать зритель, в том самом диалоге работ. Двойственность, иногда игровая парадоксальность названия, но четко выстроенная, не разваливающая цельности идеи и держащая те самые ассоциативные ступеньки - как раз почерк теперешней выставки. Когда "Заживем" - контуры РФ на загрунтованном холсте, а внутри - тут и там приклеены пластыри. Историческое, политическое - и человеческое рядом. Или в совсем новой, 2017 года, и еще более лаконичной работе, где "Я не знаю, что будет завтра" обращается календарным курсором, "застрявшим" на пустом холсте. Тревожность, в которую, как в жизнь, порой вторгается беспечность, ход времени (и снова вспоминаешь и следы, и поступки), быт с календарным бегунком - и мир художника в виде холста. И в виде инициалов AZ, которые тоже можно прочесть не только как инициалы. Здесь виден путь, и видна перспектива развития.

Концептуализация работ, жонглирование смыслами, ввод текста (не в сами объекты, но когда название становится комментарием) не заслоняет человечности, спокойной интонации и разговора о том, что близко каждому. Это тоже - авторский почерк.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
545
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
906
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
651
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
358

Другие новости