0
2132
Газета Культура Печатная версия

31.05.2017 00:01:00

Ирина Пегова примерилась к Леди Макбет

В Театре Олега Табакова – премьера по знаменитому очерку Лескова

Тэги: театр табакова, табакерка, премьера, алла сигалова, ирина пегова


театр табакова, табакерка, премьера, алла сигалова, ирина пегова Последняя пляска Катерины Ильвовны. Фото c официального сайта театра

«Табакерка» в нынешнем сезоне отпраздновала 30-летие, под юбилейную дату, наконец, подоспела и новая – большая и оснащенная – сцена. На Сухаревской в отличие от подвальчика на Чаплыгина теперь есть где развернуться. «Катерина Ильвовна» в постановке хореографа Аллы Сигаловой пробует открывшиеся технические возможности, но главное, чем берет зрителя, – историей запретной любви, рассказанной языком тела.

В «Катерине Ильвовне» – так купеческую жену Измайлову называет роковой возлюбленный, а еще имя героини в спектакле отсылает, конечно, к Катерине из «Грозы» Островского – эмоции, чувства героев переведены из высокого слога в чувственную, острую партитуру пластической драмы, хореографически стилизованную под русский стиль. Спектакль четко следует за сюжетной нитью, подробно и со вниманием останавливается на ключевых эпизодах, но и «додумывает» свои. Ирина Пегова – Катерина идет под венец, словно уже на каторгу. Жених (Александр Фисенко) да свекор (Дмитрий Куличков) – хуже конвойных. Вместо расплетания кос невесте густо мажут красным счастливую улыбку на побелевшем лице. Но свадебное веселье идет своим чередом, и Катерина, еще по-девически беззаботно сияя глазами-вишенками, проплывает этакой павой, а насупленный свекор, вспомнив молодость, бойко поводит плечиком. Толпа же, вырядившись скоморохами, идет вприсядку. Русские народные пляски под крикливые и тягучие фольклорные напевы размашисто заполняют все пространство сцены – то ли острожного пятачка (входят сюда через лазы в стене, а сверху шипами нависают штыри), то ли светлой городской площади, то ли богатого придомового двора (сценография Николая Симонова). И хотя хореографическая выделка и драматизм присущи только заглавным героям, в «хоровых» сценах каждому придуман свой пластический рисунок. Слова в спектакле появляются ровно в тот момент, когда герои вынуждены объясняться через разум, а не сердце. Витиеватые фразы не дают засомневаться в том, что это нелегкий способ понять друг друга.

Замужняя жизнь за купцами-извергами – не сахар, только успевай в ножки кланяться. Сигалова одной лубочной сценой дает емкий образ старинного характера: широко разведя пальцы на руках, Катерина Пеговой примеривается к новым обычаям – долго с достоинством прихлебывать чай из блюдечка, любить не по зову души, а по долгу. Кустодиевская красота и выплескивающаяся через край энергетика актрисы – то, что дает подлинную правдоподобность ее образу. Ей – жертвенной, страстной, но в душе беззащитной – не только веришь безоговорочно, но сострадаешь и оправдываешь. Этот зазор между внешней силой и природной слабостью женским взглядом и видит режиссер.

К ногам ветреного приказчика Сергея (крепкая роль Александра Горбатова из Первой студии Театра Вахтангова) Катерина не задумываясь «кладет» трупы один за другим. Но та, что выжигает все ради любви, – трепетное и жалостливое существо. Как ощипанными перышками – взнесенными руками трепещет Катерина под мужским нахрапистым натиском: нелюбимого мужа, что как волк из страшной сказки охотится за ней и в конце концов заламывает, будто лебедя; да и искреннего возлюбленного, впивающегося в мягкую плоть податливого тела.

Трагически выстроена и тема невоплощенного материнства: Катерина Пеговой голубит маленького мальчика – невольного претендента на купеческую собственность, с жадностью выхватывает короткие минутки рядом с ребенком, вдоволь, наконец, как в детстве, наедается сахару с пресловутым чаем (некому больше строжить). Но судьба (ее роль выполняет мистическая старуха Татьяны Кузнецовой) уже предрешена: новый грех ненасытная страсть вешает на душу. За это Катерина и платится. Когда так близко мелькнувшее счастье взаимной любви и неги окончательно гаснет и Катерина отправляется на мытарства в острог, из ее чрева тянут узловатый канат – это ребеночек и в ту же секунду –  неопрятная тряпка, которой героиня возит по тюремным нарам.

Как мужские роли выстроены на контрасте (от сурового неотесанного мужа Катерина сбегает к умелому и чуткому к потайным струнам тела любовнику), так и Катерине–Пеговой в пару дан антипод. Служанка Аксинья в исполнении Яны Сексте, с которой нарочито стерта вся женственность, тощая и угловатая рядом с пышнотелой барыней, – обратна ледяному ужасу преступлений Катерины. Ее святая покорность в услужении, а затем немой одинокий крик над отравленным и неоплаканным хозяином, бессловесный плач выписывает другую ипостась русской женщины – не метущейся, не строптивой, а зависимой и порабощенной. К этому придет и Катерина в финале, когда ластящимся зверьком будет путаться под ногами отлюбившего свое приказчика, но из последних сил цепляться за великую иллюзию страсти. В финале режиссер обрывает чаяния зрителя на полувздохе: убийство красавицы каторжанки Сонетки (Анна Чиповская) среди бушующих волн на сцене мы уже не увидим. Чтобы уйти от опасности впасть в плакатный реализм, последние кадры даны проекцией романтизированной подводной съемки на занавес. То ли быль, то ли небыль.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Не просто Мария

Не просто Мария

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит документальный фильм про оперную диву Каллас

0
1234
Геннадий Хазанов не спустил курок

Геннадий Хазанов не спустил курок

Елизавета Авдошина

Вахтанговский театр открывает 98-й сезон темой Холокоста

0
1127
Гаспар Ноэ: Пьяные люди не способны заниматься сексом

Гаспар Ноэ: Пьяные люди не способны заниматься сексом

Наталия Григорьева

Режиссер рассказал "НГ", почему его фильм "Экстаз", где все принимают наркотики, не про наркотики

0
2338
Владимир Машков перестал спать

Владимир Машков перестал спать

Елизавета Авдошина

Новый худрук «Табакерки» открыл первый сезон без учителя

0
1457

Другие новости

Загрузка...
24smi.org