0
1257
Газета Культура Печатная версия

18.09.2017 00:01:00

Спорная территория и невидимый театр

Фестиваль молодой драматургии "Любимовка" прошел в 28-й раз

Тэги: фестиваль, молодая драматургия, любимовка

Полная On-Line версия

фестиваль, молодая драматургия, любимовка Мастер-класс Михаила Угарова. Фото Даши Каретниковой со страницы фестиваля «Любимовка» в Facebook

Наблюдать, как с каждым годом фестиваль-конкурс молодых драматургов «Любимовка», стартовавший когда-то в усадьбе Станиславского силами узкого круга начинающих авторов, расширяется и превращается в бренд, с одной стороны, радостно. С другой стороны, потоковость – каждый год теперь со всей страны присылается более 500 пьес, читки финалистов идут целую неделю, новый зал Театра.doc принимает все больше зрителей, – как это ни печально, нивелирует уникальный дух творческой лаборатории.

В старом Доке до последнего времени, когда руководителем арт-дирекции «Любимовки» был Михаил Угаров, главным было создание и подпитка интеллектуального поля. Традиционные обсуждения после каждой читки, на которых присутствовали еще старожилы новой драмы Александр Жеребцов, Ольга Михайлова, Елена Исаева и др., оказывались не менее ценными, чем читки пьес. Это были искусствоведческие дискуссии, погружающие и зрителя, и молодого автора (в те времена Константин Стешик, Павел Пряжко, дебютирующая Ярослава Пулинович, Люба Стрижак и др. из предыдущих поколений) в живительную среду проблемных размышлений, причем не столько о конкретной пьесе, сколько обо всем драматургическом и театральном контексте. Обсуждения, споры сохранились и сегодня, но в них уже нет той всеохватности, глубины. Финалисты «Любимовки» реже появляются в репертуарных сводках, чаще в роли сценаристов на телевидении. Спад драматургии идет вроде бы уже который год. Да то тут, то там прорастают новые имена, но такого прорыва, какой был в начале нулевых, очевидно, нет.

Сменилась зрительская аудитория (стала разношерстной), сменился срез авторов (особенно по возрастному критерию), поменялась арт-дирекция (теперь во главе драматурги, сценаристы Евгений Казачков и Михаил Угаров), ридеры-отборщики. «Любимовка» заметно и значительно помолодела, существенно изменилась. Конечно, новая команда развивает фестиваль. Например, уже не первый год существует программа Fringe, где собирают так называемые неформатные пьесы, чаще зубодробительные. «Спорная территория» позиционируется как расширение границ театра, но пока остается своеобразным закрытым клубом по интересам. Возможно, это вопрос времени. Мастер-классы, которые начинали прививать в программу фестиваля еще давно, стали целенаправленны и открыты для широкой публики. И на «Любимовке-2017» образовательный блок, воркшопы для начинающих и продвинутых драматургов по интересу и актуальности нередко перекрывали ставшие привычным жанром читки.

Чего стоил, к примеру, тренинг от Людмилы Петрушевской. Петрушевская пришла, как всегда в шикарной шляпе, и сразу всех поставила на место, в процессе, правда, помягчела и стала лояльнее к неоперенной публике, но все страху-то натерпелись под строгим взглядом живого классика. С безапелляционной интонацией Петрушевская выдергивала слушателей с насиженных мест – из зоны комфорта, предлагая сыграть в простую игру. В основе – принципы психодрамы. «Я не буду учить ничему. Мне нужны добровольцы по одному. Мы сегодня займемся монологами. Поднимите руки, кто хочет?» Первой вышла драматург из Херсона, с приятным украинским говорком заговорила от лица своей мамы – что-то бытовое про борщ, ребенка, работу, на которой ей приходится сидеть с этим маминым борщом под столом. Полилась жизнь – чистая, неприкрытая, ловко схваченная, автобиографическая. Театр – это значит быть в маске, драматург – это тот, кто знает, как человек разговаривает, разбавляла Петрушевская сентенциями быстрые сценки-монологи. Затем пошли диалоги. Механизм конструирования (литературной драматургии через драматургию жизни) сродни актерской импровизации. Два человека не сговариваясь начинают вести разговор, причем персонаж А должен первым наметить место действия и обстоятельства, которым подчинит персонажа Б. Результаты – как из психолого-социологического исследования. В каждой паре находился лидер: не только ведущий (по правилам игры), но и подавляющий другого, навязывающий свою линию. А если в паре оказывались мужчина плюс женщина, то нетрудно догадаться, кто чаще брал бразды правления в свои руки. Сюжеты из головы самые разные: беседа с таксистом-турком, жалобы клиента в компанию, разговор начальника с подчиненным, etc. Доходило до смеха сквозь слезы: в одной из пар дама из зрительного зала так увлеклась, что вывалила на голову своего ничего не подозревающего партнера каскад претензий стервозной супруги. Перенос случился явственный – зал от смущения притих.

Тема подчинения, переходящего в угнетение, тема, которую можно и нужно изжить именно в пространстве театрального искусства, была раскрыта на малоизвестном в России историческом примере бразильского режиссера и общественного деятеля Аугусто Боаля. Такой мастер-класс провели создатели русско-украинского театрального проекта «Вместе», занятого миссией миротворчества, борьбы за мир силами искусства. Основатель «Театра Угнетенных», автор идей «Форум-театра» и «Законодательного театра» Аугусто Боаль в конце ХХ века придумал методику театральной педагогики (пересекается с психодрамой), через которую мечтал изменить мир.

Обычные люди, проигрывая социальную проблему в виде спектакля и тут же ее анализируя, вместе находят пути ее решения. На «Любимовке» разыграли простенькую зарисовку конфликта сопротивления: гопник пристает к человеку в метро. Как должен поступить человек, оградив себя, не став жертвой и в то же время не применяя грубых мер по отношению к навязчивому типу. И каждый раз (в зависимости от характера, пола, настроения человека) ситуация будет развиваться иначе. Самое главное, что происходит в таком представлении – зрители, приглашаемые ведущим к разговору, преодолевают свою пассивность, и как идеал переносят активную позицию в жизнь. Такой метод Боаль применял и будучи членом горсовета Рио-де-Жанейро, и выезжая с театром в Богом забытые деревушки Южной Америки. Еще один любопытный пример: когда Боаль находился в изгнании и его официальная деятельность была запрещена в Бразилии, он придумал «Невидимый театр». Актеры шли в народ – в эпицентры общественной жизни, обращали внимание людей на проблемную ситуацию и запускали в режиме реального времени механизм ее разрешения.

Что же касается пьес, то важная тенденция – это возврат авторов назад к литературности от изжившей себя чистой документальности. Так, к примеру, тема маргиналов, бомжей была затронута сразу в двух пьесах – «Едва уловимые мстители» Александра Савухи (Минск) и «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой (Санкт-Петербург). Однако в обоих случаях сюжетные повороты авторы уводили не в социальную трагедию или на худой конец комедию, как было раньше, а в литературную мелодраму. Драматурги точно отражают сегодняшний сдвиг в вопросах морали. Криминальная мелодрама «Убийство» (Богдан Перепалец, Олег Перепалец), мистический триллер «Рождество» Антона Лоскутова (одна из лучших читок фестиваля, режиссер Сергей Чехов), стилизованный хоррор Олега Михайлова «Красная комната» разными средствами исследуют пограничное состояние убийцы или человека, который готовится к убийству, или же целого местечка, где убийство входит в привычный ритуал. И в первом случае вердикт неутешительный. Эпоха Родиона Раскольникова канула в небытие.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Ольга Галицкая

Режиссер рассказал подробности съемок байопика о Михаиле Калашникове

0
843
Спиричуэл и клезмер в уральской столице

Спиричуэл и клезмер в уральской столице

Георгий Ковалевский

О екатеринбургских “Безумных днях”

0
672
"Невеселые" симфонии Шостаковича и скрипичные хиты

"Невеселые" симфонии Шостаковича и скрипичные хиты

Надежда Травина

В Москве проходит X Большой фестиваль Российского Национального Оркестра

0
740
В Москве состоится XII Международный фестиваль спектаклей для детей "Гаврош"

В Москве состоится XII Международный фестиваль спектаклей для детей "Гаврош"

0
829

Другие новости

Загрузка...
24smi.org