0
2316
Газета Культура Печатная версия

11.10.2017 00:01:00

Пьяные ищут любви

В пермском Театре-Театре поставили спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева

Тэги: пермский театр, премьера, пьяные, иван вырыпаев, марат гацалов


пермский театр, премьера, пьяные, иван вырыпаев, марат гацалов В постановке задействована видеотрансляция на экране, но в данный момент – профилактика. Фото Юлии Трегуб предоставлено пресс-службой театра

В Пермском академическом Театре-Театре под руководством Бориса Мильграма первая премьера сезона – спектакль «Пьяные» в режиссуре и сценографии Марата Гацалова. Пьеса Вырыпаева, написанная на заказ для немецкого театра несколько лет назад, как любит говорить один известный театральный деятель, прошла по нашей стране пожаром. Современная интеллектуальная комедия о правде и лжи, любви и обмане, вере и бессилии – вариант для большой сцены беспроигрышный, если есть изящное режиссерское решение, а главное – сильная труппа.

По пьесе, сообразно с названием, персонажи пребывают в значительном подпитии, отчего должно быть театральное оправдание подобного существования на сцене. Этого требует драматургия, не бытовая (мы ведь часто видим «дешево» сделанный образ не стоящего на ногах пьянчуги), а метафорическая. Опьянение, которое нежданно-негаданно настигло всех этих условно европейских Марков, Матиасов, Густавов, Лор и Лаур, как внезапное прозрение, заставляет их задавать друг другу неудобные вопросы, делать нелепые признания и отчаянные поступки. Виктор Рыжаков в МХТ и Андрей Могучий в БДТ (см. «НГ» от 14.05.15) помещали «Пьяных» на наклонную плоскость (в петербургском спектакле она была еще и умягченной, проваливающейся), что делало «пьяные» падения актеров, их особую неуравновешенную пластику абсолютно естественной. Гацалов идет по тому же пути, определяя содержание формой.

На Большую сцену «Театра-Театра» помещены целых три поворотных круга, беспрерывных в своем разнонаправленном движении. Герои каждого из четырех эпизодов один за другим занимают свою нишу и не уходят, а остаются на сцене, чтобы во втором акте встретиться и перемешаться в перекрестных сюжетных линиях. Актеры, преодолевая инерцию движения, топчась на месте, замирая и автоматически отъезжая от партнера в момент разрыва отношений (а весь сюжет – это хитросплетение диалогов и конфронтаций, неожиданных столкновений мужчин и женщин), изо всех сил пытаются удержать равновесие. А когда земля буквально уходит из-под ног, с размаху шлепаются на пол.

Закручивается «спираль»: случайно-условные девушка Марта (Мария Коркодинова) и Марк (Сергей Детков), «директор крупного кинофестиваля», как он себя гордо называет, неподвижно лежат, как прообразы женщины и мужчины, как инь и ян, как Адам и Ева, составляя ядро живой клетки. Пока их двое. В финале их опять останется двое.

Спираль наберет обороты, а затем снова вернется к сердцевине. В этой визуальной композиции не только повышенная чуткость к драматургической логике, но и средоточие идеи. В «Пьяных», как в высокой пародии на глупую мелодраму, смысл жизни мужья, жены и любовницы, банкиры, менеджеры и проститутка – мужчины и женщины – ищут в любви, стремясь найти то ощущение невинности и защищенности, что наполняло детство. Неслучайно единственный реквизит, постепенно наполняющий сцену, это старые детские аттракционы: карусель и качели в виде оленей и лошадок. Пермские «Пьяные» – об оттенках детского эгоцентризма, нездоровой зацикленности на себе: Гацалов, например, особенно укрупняет сцену, где Густав (Илья Линович) получает от Марты выдуманное признание в любви и весь расплывается от самодовольства. О той дисгармонии, которая случается, если мы так жадны до чувства и желаем его черпать горстями из других, забывая отдавать из себя.

Колорит вырыпаевской пьесы в беспрецедентной смеси грубой приземленности и парящей философии. «Благодарю ваше говняное семейство за волшебную жемчужину любви», – бросает пьяная Марта после попытки увести мужа у законной жены. «Бог есть любовь, слон есть любовь, торт есть любовь, крыса есть любовь, бен Ладен есть любовь», – заходится в раже Габриэль (Иван Вильхов), придумавший себе брата-священника. Поворотные круги, этакую единственную живую планету в черном космосе, «отражает» экран с трансляцией съемки с колосников (будто божественное око смотрит на людей, ведь о Боге герои все время и твердят).

Экран редуцирует густой пафос, которым Вырыпаев снабдил свой изобилующий стебом проповеднический текст. В одной из сцен молодые клерки напиваются, празднуя мальчишник перед свадьбой друга, и учатся коллективно «слушать шепот Господа», в этот момент их лица обращены к камере. В то же время режиссер совсем не хочет оставить зрителя в зоне комфорта. Он обращает камеру в зал (актриса выхватывает объективом лица влюбленных парочек), выводит актеров не только на авансцену, но и к зрителям, перемещая хаос действия в проход между рядами, заставляя нас вертеть головами и ощущать себя в эпицентре событий.

На этот же объемный эффект работает и музыка. Композитор Сергей Невский написал к «Пьяным» несколько фоновых инструментальных композиций, которые музыканты из оркестра театра исполняют (задействованы струнные, духовые, ударник; баян и даже губная гармошка), расположившись в ложах зрительного зала – справа, слева и сзади. До выхода оркестра на поклоны даже сложно представить весь масштаб музыкальной составляющей. Музыкальность спектакля и в выверенном ритме: дойдя до понимания самого важного – что стоит, наконец, отказаться от самовлюбленности и малодушной меланхолии, – Лоуренс (Альберт Макаров), пьяный муж подруги модели (все эти обозначения Вырыпаева заведомо идиотичны) резко трезвеет. Круг перестает вертеться, музыканты затихают, ноги перестают шататься. В этой сцене авторский месседж подан с подчеркнутым выходом из игры и «притворства», и в зале по-настоящему повисает неловкость от услышанной отповеди, как если бы собеседник отвесил тебе звонкую пощечину.

Пермь–Москва



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Иван Вырыпаев: "Я еще буду жить и работать в России"

Иван Вырыпаев: "Я еще буду жить и работать в России"

Елизавета Авдошина

Драматург и режиссер рассказал "НГ" о гастролях в Москве и "подводных камнях" польского театра

0
1010
Будь хорошим мальчиком

Будь хорошим мальчиком

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит новый фильм автора "Гоморры"

0
822
Секреты Ла-Ла Ленда

Секреты Ла-Ла Ленда

Наталия Григорьева

Автор хоррора "Оно" снял кино про самый кинематографический город мира – Лос-Анджелес

0
1668
Время оказалось не властно над "Приказом короля"

Время оказалось не властно над "Приказом короля"

Наталия Звенигородская

Мировая премьера балета Мариуса Петипа в Екатеринбурге вновь оживила старинную хореографию

0
2366

Другие новости

Загрузка...
24smi.org