1
1041
Газета Культура Печатная версия

04.12.2017 00:01:00

Человек-оркестр

Николай Коляда празднует 60-летие

Тэги: николай коляда, театр


николай коляда, театр Тюбетейки привозят в подарок Коляде со всего света. Фото Вадима Ахметова/ТАСС

Говорящую фамилию, которую многие принимают за звучный псевдоним, драматург, режиссер, актер, педагог, издатель Николай Владимирович Коляда оправдывает на все сто. Коляда прозвучал на всю страну еще в 80-е, когда за его пьесы взялись многие театры. «Рогатка», «Полонез Огинского», «Мурлин Мурло», «Канотье», «Персидская сирень», «Землемер», «Корабль дураков» и другие пьесы широко ставились и в Москве (особенно в «Современнике»), в провинции и за рубежом. Продолжая направление драматургии «новой волны», Николай Коляда открыл новое течение гипернатурализма. Его пьесы – яростно-мелодраматичны, герои – не вымышленные, а взятые из густоты жизни – черной и безвыходной, пограничной и маргинальной, но всегда дающей человеку росток надежды, осененный авторской сентиментальностью. Они страдают и живут страшно, жалко, но выживают, потому что вдруг преображаются – от случайной встречи, от юродивого прозрения. Или же трагически находят утешение в блаженных несбыточных грезах. Так преображается и зритель в театре Коляды – долго смеется над нелепостью быта, смачностью простого, грубого языка улицы, а потом плачет, очищаясь и словно исцеляясь.

Театр для Коляды – вещь всеобъемлющая. До того как драматург почувствовал свое призвание и решил учиться в Литературном институте, стал артистом, приехав из далекого казахстанского села Пресногорьковка и в 15 лет поступив в Свердловское театральное училище; успел прослужить в местном драмтеатре. Самородок из простой семьи Николай Коляда буквально возродил в Екатеринбурге культуру после перестройки. Развивал литературно-публицистический журнал «Урал». В 90-х открыл уникальный семинар «Драматургия». Из него разросся настоящий феномен, известный не только в России, но и в Европе. Школа уральской драматургии в нескольких поколениях выращена Колядой, это драматурги и киносценаристы Олег Богаев, Василий Сигарев, Ярослава Пулинович, Анна Батурина, Ирина Васьковская, Валерий Шергин, Екатерина Васильева, Светлана Баженова, Тая Сапурина, Полина Бородина, Анжелика Четвергова, Ринат Ташимов и др. Рецепт, как говорит сам учитель, простой – таланты нужно хвалить и поддерживать. Так Коляда вырастил и свой театр (один из самых успешных частных театров России), в начале нулевых организовав некоммерческое партнерство «Коляда-театр». Начинали в составе 15 человек в подвале, сегодня в театре служит более 100 актеров, коллектив наконец после 10-летнего существования в деревянной избушке получил здание на главной улице города и прирос «дочерним предприятием» – Центром современной драматургии, где ставят только местных, уральских, авторов. Развитие современной драматургии вообще одна из просветительских миссий Коляды. В 2017 году драматург даже открыл свое представительство в столице под названием «Театр новых пьес». Кроме того, каждый год проводит свой конкурс и фестиваль – «Евразия» и «Коляда – Plays».

Работоспособность у Коляды невероятная. Автор 120 пьес, за что когда-то получил прозвище Шпажинский нашего времени, драматург до сих пор вкладывает личные гонорары в свой театр с огромным репертуаром. Что интересно, именно постановки по классике, а не собственным пьесам прославили Коляду, противника литературных памятников и поборника «сырой» жизни на сцене как режиссера. Его интерпретации шекспировских трагедий, драм Пушкина, Лермонтова, произведений Гоголя, пропущенных сквозь постсоветский опыт, привлекают самого разного зрителя – от взыскательного до наивного. На сцене творится театральная вакханалия (массовые танцы-шествия, средневековый карнавал, бешеный эмоциональный накал и витальная энергия), а образ мира ткется режиссером – он же всегда выступает сценографом – из «земного сора». В его спектаклях не существует золотого сечения и умозрительных законов, режиссера ведут сердечное чувство и интуиция, и подчас немыслимые образные сближения дают гремучую смесь злободневных метафор. Отчего его авторский метод называют эстетикой перебора, китчем. Коляда во всех смыслах строит свой театр самолично, вручную. Сам подбирает реквизит, закупая на китайских рынках всевозможные безделушки и ширпотреб, сам не чурается мыть подмостки, сам ставит, сам играет, сам воспитывает актера под свой стиль и жанр. Сам же опубликовал к юбилею и свое полное собрание сочинений в 12 томах – не из гордыни, конечно, а от любви к созиданию.

«НГ»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бюджеты на детские театры и театры малых городов оставят автономными

Бюджеты на детские театры и театры малых городов оставят автономными

Елизавета Авдошина

Подведены итоги программы  "Большие гастроли"  за 2017 год

1
551
Крутой маршрут все длится...

Крутой маршрут все длится...

Елена Соловьева

Представили первое иллюстрированное издание книги Евгении Гинзбург

0
83
По-английски

По-английски

«НГ-EL»

Ушел из жизни ректор и писатель Сергей Есин

0
121
Театр со студенческой скамьи

Театр со студенческой скамьи

Елизавета Авдошина

В Петербурге завершился фестиваль "Школа. Студия. Мастерская"

0
548

Другие новости

Загрузка...
24smi.org