0
3736
Газета Культура Интернет-версия

06.04.2018 18:38:00

Труппа "Табакерки" подарила Владимиру Машкову сердце и ключ от театра

Назначение нового худрука прошло быстро

Тэги: театр, табаков, табакерка, машков


театр, табаков, табакерка, машков Фото с официального сайта театра / tabakov.ru

В пятницу, 6 апреля, труппа Театра Олега Табакова собралась на Сухаревской площади в полном составе, чтобы из рук чиновников города «получить» нового руководителя. После смерти Олега Павловича сначала произошло затишье, затем назначение федеральными властями нового худрука, Сергея Женовача, в МХТ им. Чехова, которое вызвало если не скандал, то бурную и наполовину протестную реакцию труппы. Тогда же Владимиру Машкову, одному из кандидатов на должность, Владимиром Мединским было предложено возглавить «Табакерку». Актер обещал подумать, и, видимо, согласился быстрее, чем предполагалось. Для назначения не стали дожидаться 40 дней, хотя и приступит Машков к своим новым обязанностям только 23 апреля, как и Женовач. Так что, можно сказать, ситуацию уравновесили. Борцы за то, чтобы детище Табакова было продолжено его учеником, могут теперь быть спокойны. Да и сам театр, в отличие от Художественного, не предполагал режиссера в кресле руководителя, этот театр изначально актерский.

Как только Машков ступил на сцену, раздались бурные овации и улюлюканье. Так табаковцы приветствовали своего давнего коллегу, ведь в 90-е и начале 2000-х актер играл в этом театре, тогда еще только подвальном, а затем дебютировал здесь и как режиссер. В официальной части, да и потом, уже отвечая на вопросы журналистов, каждый из героев дня обращался, не без пафоса, к высказываниям великих. Первым взял слово заместитель мэра по вопросам социального развития, который решил вспомнить врачебную биографию Бернарда Шоу, рассказав, как на светском рауте дама за танцем консультировалась по наболевшему вопросу с известным драматургом, а тот прописал ей доктора.

«Так вот мы прописали вам Машкова, - сказал Леонид Печатников. - И, судя по вашим аплодисментам, для вас это не только не было неожиданностью, но и, насколько я понимаю, вы это назначение воспринимаете благожелательно. И нам это очень нравится. Всегда стоял вопрос, кто должен возглавить театр, актер или режиссер. Спор этот идет давно, но мы с вами знаем, что Константин Станиславский начинал с артиста Алексеева. Артистами были и Олег Николаевич Ефремов, и Олег Павлович Табаков. Ну и у Владимира Львовича помимо актерского есть и режиссерский бэкгрануд».

«Очень важно, чтобы мы соблюли в этом театре преемственность, - продолжил Печатников, не удержавшись от каламбура, которому, правда, никто не засмеялся, - чтобы худрук «Табакерки» не возник как черт из табакерки. Если Олег Павлович сейчас смотрит на нас, думаю, он одобрил бы наш с вами выбор».

В ожидании своей речи Машков оглядывал труппу тревожно-внимательным взглядом, крутя в руках то ли четки, то ли цепочку. В костюме с иголочки он очень походил в эти секунды на тех, кого играет обычно на экране – повидавших жизнь мачо. Приветственные слова он начал с минуты молчания, предложив вспомнить Учителя. «Я уверен, что нам предстоит интересная жизнь. Мне отступать некуда. Я совершил свой круг, видел много интересного, полезного в жизни свободного актера. Теперь у меня другая ответственность, которую я буду каким-то образом в себе устаканивать при помощи вас. Спасибо вам за то тепло, которое вы сразу мне дали. Я вас очень люблю», – сказал народный артист. Он поздравил коллегу Яну Сексте с днем рождения, а актриса Марианна Шульц, поздравив в свою очередь Машкова с возвращением на Родину (что можно трактовать двояко, так как недавно актер жил и работал в Америке), подарила и прикрепила ему на лацкан пиджака брошку в виде сердца с ключиком: «Есть такая традиция у Олега Павловича дарить серебряные и золотые награды за выслугу лет. У меня родилась своя маленькая традиция – я хочу подарить сердце с ключом от театра».

Завершил трогательную сцену Печатников со свежим каламбуром: «Он, как Крым, вернулся к родным берегам!». Александру Кибовскому осталась лишь формальность – под громкие аплодисменты и радостный смех официально передать приказ. «Табаков был не только выдающимся актером, но и великим организатором. Все принципы им заложенные, открывая эту сцену на Сухаревке в 2016 году, мы хотели сохранить. И новый руководитель, кроме того, что это должен был быть известный и талантливый человек, должен был совершить акт творческого самопожертвования. Нет задачи заменить Олега Павловича – это невозможно. Но наше решение, как мне кажется, удачно. С нашей стороны будет всяческая поддержка, для того чтобы площадка продолжала работать», - сказал глава Департамента культуры города.

Отвечая на первые вопросы после назначения, которые, конечно, касались ближайших планов, Владимир Машков (в эти минуты он был крайне приветлив, хотя и отвечал обтекаемо) сказал, что двигаться театр будет постепенно, сохраняя заветы Табакова. Марина Зудина в беседе с журналистами отметила, что теперь она спокойна, ведь театр ждет очередной творческий взлет - в труппе много молодых актеров (также Машков возглавил и колледж Табакова); и хотя актер, очевидно, еще недавно не представлял, что его жизнь так резко изменится, она уверена, что он с задачей справится. Вдова мэтра оценила назначение как абсолютно правильное в человеческом отношении.

«НГ» приводит первые высказывания Владимира Машкова на должности художественного руководителя «Табакерки»:

Это большая ответственность. Я не волнуюсь, я в крайней степени собранности. Волнение прекрасно для любого творческого человека. Но как завещал Табаков, дело надо делать. Поэтому мы будем продолжать его дело, застроенное как очень энергоемкое, осмысленное. Продолжим в традициях нашей русской школы, школы переживаний.

Моя новая деятельность не противоречит актерской работе. Напротив, она должна ее подтверждать. Актер должен работать в театре, обязан сниматься в кино. Театр и кино – две стороны одной профессии. Но, возможно, от каких-то долгоиграющих проектов мне придется отказаться.

Бесспорно, я продолжу успешный ряд своих режиссерских работ, неудач делать не хочется. Хотя весь гарант – в артистах. Вы знаете, Ежи Гротовский сказал потрясающую вещь: «Конечно, у кино и телевидения огромные возможности в воплощении, но ни кино, ни телевидение не могут перебить у театра главное – непосредственное живое общение с актером. Зритель должен чувствовать его дыхание и его пот».

Я не тратил время даром и с Олегом Павловичем мы много разговаривали о судьбе его школы и о том, как добиться от актеров максимального участия в жизни здесь и сейчас. Я хочу заниматься театром, который происходит здесь и сейчас, на ваших глазах, ведь мы существуем именно в эту секунду. Прошлого уже нет, а будущее - вот оно.

Олег Павлович накопал источники: школу, два театра, художественные мастерские. То есть артиста можно воспитать, нарядить и дальше смотреть, что с ним будет. Олег Павлович оставил нам все, а мы должны преумножать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Посещение Европы по методу Штрауса

Посещение Европы по методу Штрауса

Владимир Дудин

Премьера оперетты "Летучая мышь" состоялась в Иркутском музыкальном театре им. Загурского

0
3285
Возле будуара

Возле будуара

Денис Захаров

Веселые мемуары и послания другу Пушкина

0
1352
Мои сюжеты – лего

Мои сюжеты – лего

Марианна Власова

Михаил Барщевский о собирательных образах в литературе, современном темпо-ритме и смерти театра

0
3416
В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

Елизавета Авдошина

"Десять посещений моей возлюбленной" поставил Мурат Абулкатинов

0
3812

Другие новости