0
1421
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2018 18:07:00

Ярослав Судзиловский: "Россия - все еще одна из главных музыкальных держав"

Руководитель МолОта рассказал "НГ" о фестивале молодых композиторов

Тэги: ярослав судзиловский, фестиваль молодых композиторов, фестиваль молот, александр хубеев, илья демуцкий, марк пекарский, вячеслав артемов


ярослав судзиловский, фестиваль молодых композиторов, фестиваль молот, александр хубеев, илья демуцкий, марк пекарский, вячеслав артемов Фото с личной страницы Ярослава Судзиловского в сети "ВКонтакте"

Международная ассоциация молодых композиторов и музыковедов Российского музыкального союза и Молодежное отделение Союза композиторов проведут VI Фестиваль молодых композиторов (МолОт). В программе — шесть концертов, три из которых — за пределами России, а также образовательные и научные мероприятия. Руководитель фестиваля композитор Ярослав СУДЗИЛОВСКИЙ рассказал журналисту Евгению ХВАТОВУ о том, что ожидает на фестивале и публику, и самих музыкантов.

— У фестиваля необычная география: из российских городов — Новосибирск, Санкт-Петербург, Казань, из зарубежных – Гамбург (Германия), Кишинев (Молдова), Минск и Молодечно (Беларусь). Почему именно такой выбор?

— Создавая МолОт, мы изначально стремились к тому, чтобы, во-первых, максимально широко охватить регионы России, где с современной музыкой ситуация обстоит куда хуже, чем в столице, а во-вторых, наладить связи с нашими зарубежными коллегами. Сначала это были страны СНГ.

Распад СССР стал трагедией для музыкального пространства — были утеряны многие связи, прервались контакты между республиками. А ведь композиторские школы многих ныне независимых стран напрямую выросли из московской и петербургской. Композиторы учились в столичных консерваториях, возвращались к себе на родину, где у них появлялись уже свои ученики… Это естественный процесс, от постоянного взаимодействия, обмена идеями, знакомства с музыкой друг друга ведь всем только лучше. Поэтому мы ставили задачу восстановить эти связи, создать новое геокультурное пространство.

На новый уровень наша работа в этом направлении вышла после того, как МолОт создал в составе Российского музыкального союза Международную ассоциацию молодых композиторов и музыковедов — объединение, направленное на зарубежные проекты. И сейчас мы видим плоды: сегодня география нашей работы охватывает не только страны СНГ, но и Германию, Францию, Чехию, Польшу, Финляндию и другие. Фестиваль демонстрирует результаты нашей деятельности по обоим направлениям — региональному и зарубежному.

Подчеркну, что фестиваль — лишь часть нашей программы на сезон. И общее количество концертов до конца 2018 года — 24, из них за пределами страны — 7.

— Насколько другие страны готовы идти к нам навстречу в подобных вопросах?

— Вы знаете, готовы! Политика политикой, но русскую композиторскую школу уважают везде, и везде понимают, что чем более интенсивным будет обмен, диалог, тем лучше будет для всех. Нередко мы даже видим готовность создавать совместные творческие объединения — например, недавно мы в Беларуси основали Белорусско-российскую ассоциацию современной музыки, в которую вошли как члены Белорусского общества современной музыки, так и наши композиторы из Московской консерватории и нашей Ассоциации современной музыки (АСМ).

У нас сейчас множество талантливых композиторов. Некоторые из «первого поколения» МолОта уже сделали успешную международную карьеру — назову хотя бы Сашу Хубеева и члена худсовета МолОта Илью Демуцкого, которым уже за 30. А им на пятки наступают следующие поколения. Думаете, за рубежом этого не видят? Видят. По крайней мере, мы все время стараемся показать лучшее, что есть у нас в сфере новой музыки.

В Гамбурге у нас будет концерт премьер молодых российских композиторов.

Кстати, это важно и для самых композиторов. Они сразу получают шанс сделать международную карьеру. Вообще, сейчас молодому композитору, пожалуй, легче получить образование и найти дорогу, чем когда-либо раньше. Поступить на композицию в лучшие вузы — вполне реально. Познакомиться с новейшей зарубежной музыкой — элементарно: все доступно в интернете, не надо рыться в библиотеках и просить, чтобы кто-то что-то «достал».

К нам может прийти любой студент, даже ученик Центральной музыкальной школы или каких-то иных учебных заведений, и мы на очередном смотре внимательно, в его присутствии, рассмотрим его произведения, он услышит мнения членов худсовета. Если произведение получит положительную оценку, мы тут же можем задействовать молодого композитора в наших концертных программах, рекомендовать его на участие в семинарах… И все это — бесплатно и без какого-либо блата, протекции и т.п. МолОт существует уже 9 лет, и за это время нам удалось выстроить реально работающую, но при этом абсолютно прозрачную инфраструктуру. Фестиваль — часть этой инфраструктуры, как и образовательные программы.

Обратная сторона медали — некоторая пассивность, леность молодого поколения. Многие привыкли, что мы все им даем на блюдечке, вкладываем червячка прямо в рот. Такие, в общем-то, прекрасные условия расхолаживают и внушают иллюзию, что кто-то будет все за тебя делать. Но те, у кого есть подобные заблуждения, очень быстро отпадают, перестают толком работать, пробиваться, и оказывается, что на самом деле они никому не нужны. Жизнь все равно все расставляет по местам. Зато настоящие таланты понимают, что любая помощь — это стимул удвоить усилия, раз есть такая благодатная почва.

— В рамках фестиваля вы планируете очередные творческие мастерские. С тех пор, как вы впервые их провели в Беларуси, есть какие-то подвижки?

— Безусловно. Прежде всего, существенно расширилась география. В первый раз это было в городе Молодечно под Минском, где есть сильный музыкальный колледж с собственным симфоническим оркестром (что, собственно, и стало для нас главным аргументом в пользу этого места). Но с тех пор мастерские были и в Москве, и в Саратове, и даже в Якутии. В этом году опять поедем и в Молодечно, и в Якутск, но кроме того проведем мастерские в Чехии, а затем — в Польше, Санкт-Петербурге, Биробиджане. Причем, в них смогут участвовать и наши, и местные композиторы.

— Зачем европейцам учиться у русских?

— Потому что Россия — по-прежнему одна из главных музыкальных держав мира. Наших композиторов второй половины XX века на Западе прекрасно знают. Я сейчас говорю даже не о Шостаковиче, а о поколении, вышедшем на сцену в 1960-х – 1970-х. Это София Губайдуллина, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Андрей Волконский. Да, у нас вся эта музыка развивалась во многом вопреки, полуподпольно, но это не помешало им стать мировыми величинами.

Кстати, осенью этого года мы отметим 85 лет со дня рождения Волконского концертным марафоном, и МолОт выступает соорганизатором этого мероприятия, автор идеи — наш выдающийся ударник Марк Пекарский. Для нас эта преемственность традиций — очень важна. Я сам — ученик Карена Хачатуряна, у истоков МолОта стоял Виктор Екимовский, президент АСМ-2. В наших творческих мастерских участвуют классики того же поколения — Вячеслав Артемов, Марк Пекарский.

Поэтому когда мы привозим на Запад нашу музыку, наши образовательные проекты — это вызывает безусловный интерес. В конце концов, при всех разногласиях политиков у наших стран очень много общего: это и базовые философские принципы, и религия (христианство), и, конечно, культура. Эти связи надо поддерживать, развивать и растить на них что-то новое. Чем мы и занимаемся.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Илья Демуцкий: "Я не вижу кардинально нового развития музыки"

Илья Демуцкий: "Я не вижу кардинально нового развития музыки"

Надежда Травина

Композитор и дирижер рассказал "НГ" о первых электронных опытах и отсутствии авангарда сегодня

0
2163

Другие новости

Загрузка...
24smi.org