0
1131
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2018 18:40:00

В рай бы на секунду, пока черт не забрал

В Москве завершились гастроли Заполярного Театра Драмы Воркуты

Тэги: воркута, заполярный театр драмы, мартин макдонах, гулаг, виктор ножкин, оксана ковалева, ольга ермакова, дмитрий кугач


воркута, заполярный театр драмы, мартин макдонах, гулаг, виктор ножкин, оксана ковалева, ольга ермакова, дмитрий кугач Фото со страницы театра в сети ВКонтакте.

75-лет театру, городу и 70 лет Союзу Театральных Деятелей республики Коми (РК) труппа отметила гастролями в столице. Одну из привезенных постановок  - «Королеву красоты» Мартина Макдонаха -  актеры сыграли на Малой сцене Театра Наций.

Директор театра, предваряя гастроли, писала, что «история воркутинского театра по-своему уникальна. Созданный в разгар войны в условиях ГУЛАГа, статус «профессионального» театр получил раньше, чем Воркута стала городом. Тяга к прекрасному у заключенных была неистребима даже в нечеловеческих условиях. Примечательно, что она совпала с желанием создать свой северный театр у руководства Воркутлага».

Быть может, именно историей возникновения воркутинского театра можно объяснить то, что здесь не бояться пограничных тем. Кажется, то, как анонсирует в программке постановку режиссер Виктор Ножкин, особенно обращает внимание зрителя на темы насилия и жестокости. Однако, в своей трактовке режиссер значительно смягчает натурализм и проблематику Макдонаха, его «Королева красоты» посвящена скорее ускользающей надежде на простое человеческое счастье, которое у каждого свое, да и пути к нему тоже разные. От режиссера уходят многие оттенки - и комедийные, и трагические. Но нелегкую драму, причем немаленькую по времени, режиссерская конструкция держит. 

Это пьеса для драматурга была дебютной и сегодня, отмечая ее недюжинный сценический потенциал, все равно ловишь авторские «огрехи». В остросюжетной пьесе драматург многое оставляет смутно непроговоренным, а герои нет-нет, да и сбиваются на страстную публицистику. В пьесе, ее частный конфликт строится на семейном противостоянии матери и дочери, Макдонах размышляет о своей стране - Ирландии, которую в 90-е годы подавляла Англия, а пределом мечтаний для коренных ирландцев было из своей дыры с безработицей вырваться в процветающую Америку. В его тексте - обилие ультрасовременных мыслей о национализме и самоидентификации нации, о людях, только начинающих осознавать ценность своего «дома» в новом - глобальном - мире. Макдонах пишет автобиографично. Голуэй - местечко, откуда родом его родители. Для нас это, конечно,  абсолютная абстракция.

Художник Владимир Дубровский тоже не дает, видимо, себе четкого ответа, как он видит его. На сцене разрозненные выгородки, при желании с них можно считать и приметы ирландской культуры (вот, к примеру, висит католический крест), но больше коричневатые панно напоминают стиль кантри. Художник строит бытовую среду: обеденный стол, кресло-качалка, на которой обычно полулежит престарелая Мэг Фолан (Ольга Ермакова), напротив - ее любимый телевизор с сериалами и камин, чтобы согреться. Кухонная зона - во владении дочери Морин Фолан (заслуженная артистка РК Оксана Ковалева), участь ее незавидна - ходить за сбрендившей мамашей, ругаться с ней из-за комочков в каше, вылитой в раковину мочи из ночного горшка, слушать ее бесконечные жалобы. Две женщины, две судьбы - притягивают друг друга и одновременно отталкивают.

Декорация выстреливает только к финалу, когда софиты подсвечивают выгородки сзади так, что становятся видны доски, словно заколотившие брошенный дом. Несколько смущает как, нарушая «правила игры», актеры ставят за декорации реквизит, чем окончательно разбивают создаваемую режиссером логику полного реализма.

Фото со страницы театра в сети ВКонтакте.

Игра воркутинских актеров тоже набирает обороты лишь к кульминации. Камерная драма на четверых держит интерес зрителя, в первую очередь, фабулой. Мать цепляется за жизнь сухими скрюченными пальцами, заставляя теряющую былую красоту дочь обслуживать себя. Настоящее мрачно и бесперспективно, обманчивое будущее мелькнет лишь раз, когда на горизонте появится давний возлюбленный Морин Пато Дули (Дмитрий Кугач), с которым она проводит ночь и готова бежать хоть на край света. Он зовет ее - в Бостон. Но мы так и не узнаем - то ли жестоко обманывает, совершая помолвку с другой, то ли уезжает с новой женой, так и не дождавшись свою Королеву Красоты, прикованную к своей матери. Но жертва уже принесена, и старушка отправляется в мир иной - без жалости, по холодному расчету. В конечном итоге, каждый оказывается страшным эгоцентриком, преследуя свои корыстные цели выживания. Даже, казалось бы безобидный брат Пато Рэй Дули (Дмитрий Желнин), придурковатый парень с соседнего двора, к финалу вызывает ужас.


В этом мире нет гармонии, справедливости, нет места и красоте.

Ольга Ермакова играет очень точно - старуха с седыми патлами из-под ирландской шапочки хитра и лукава, притворяется слабой, прекрасно умея выполнять несложные бытовые действия сама, то неумолимо строга к дочери, то не сопротивляется нежности. Наверное, каждая семья проходила этот этап - последний период близкого человека в старости - невыносимый и страшный одновременно. Когда ненависть разъедает любовь и привязанность.

Вместе с ней составляет крепкий сценический дуэт Оксана Ковалева. Ее роль маленького человека, загнанного обстоятельствами, самая сложная в спектакле. В ней различны настроения, мысли. Пока, кажется, актриса сама только осмысляет образ, не придя еще к ясной оценки характера и мотивации своей героини. А этого очень не хватает. У Макдонаха при всей загадочности  и внезапности сюжетных поворотов герои -  яркие, выпуклые характеры и твердые, часто безжалостные, поступки, что и приводит зрителя к несентиментальному потрясению в финале. Вот этой определенности, даже эмоциональной раскрепощенности (подлинной страсти в сценах соблазнения, подлинного отчаяния в сценах трагедии) пока не хватает воркутинской Морин Фолан.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Охота на жирафа

Охота на жирафа

Андрей Мирошкин

О запретах и тайной популярности Николая Гумилева в Советском Союзе

0
882
Гражданские активисты "Возвращение имен" дополнили "Колоколом памяти"

Гражданские активисты "Возвращение имен" дополнили "Колоколом памяти"

Ольга Рыкова

День жертв политических репрессий сплотил граждан по всей стране

0
417
Главкнига

Главкнига

Игорь Грай

0
268
Голос слова

Голос слова

Сергей Шаповал

Алла Хемлин о замороке, хаосе речи и об углах ума

0
1422

Другие новости

Загрузка...
24smi.org