0
1728
Газета Культура Печатная версия

25.05.2018 00:01:00

Культуролог федерального значения

В Москве прошел вечер памяти Даниила Дондурея

Тэги: даниил дондурей, вечер памяти, культура, культурология, кино


Даниил Дондурей был для кинематографистов экспертом номер один.	Фото  РИА Новости
Даниил Дондурей был для кинематографистов экспертом номер один. Фото РИА Новости

Прошел год с момента кончины Даниила Дондурея – уникального культуролога, социолога искусства, главного редактора журнала «Искусство кино». 22 мая его коллеги и друзья собрались в московском Центре документального кино на вечер памяти и первый просмотр материала к будущему фильму о Данииле Борисовиче.

Год без Дондурея высветил, какую огромную и важную роль играл этот человек в судьбе отечественной культуры и науки о культуре. Покуда он руководил старейшим отечественным журналом о кино, Дондурей больше был вовлечен в кинематографическое сообщество, но без его усилий, например, не было бы открыто Общественное телевидение – об этом рассказал в ходе вечера председатель Совета по правам человека Михаил Федотов. Дондурей слыл безусловным авторитетом для практиков и теоретиков кино, он умел объяснять творцам, как встраиваются их фильмы в общекультурный контекст, почему современный зритель смотрит то и не смотрит это. Дондурей был неутомимым ходоком в верха, умел донести до власти не просто информацию об истинном состоянии дел в культуре, но и конкретные предложения по выходу из кризиса. И его там слышали, хотя в последние годы руки у него опускались от невозможности пробить стену абсурда. Глубочайшие знания, уникальное стратегическое мышление Дондурея могли бы быть поставлены на госслужбу («Я три раза отказывался от поста замминистра культуры», – рассказывает он в фильме), но он не соблазнился, зная правила игры в чиновничьей сфере. «Многое способствовало тому, чтобы он скукожился и сгнил, но Даня оказался непортящимся», – сказал режиссер Сергей Соловьев. 

Кстати, Соловьеву в тот вечер повезло больше других его коллег, приехавших впритык к началу – ему нашли место в первом ряду, а, например, режиссеры Алексей Попогребский, Бакур Бакурадзе, Анна Меликян сидели на ступеньках. Хоть с экрана Дондурей и сказал с меланхолической улыбкой, что журнал «Искусство кино» режиссерам не нужен, так как «портит им настроение», режиссеры признавались, что росли на этом журнале, а позже с замиранием ждали тамошних рецензий на свои первые опусы. «Это аналитический журнал! Про то, что на самом деле происходит в культуре, – говорит Даниил Дондурей в фильме. – Люди потом поймут его ценность. Не сегодня, когда профессиональная журналистика становится сферой услуг. Когда русская культура вообще уклоняется от независимой экспертизы».  

То ли это «потом» уже наступило, то ли в зале собрались те творцы, которым и раньше была нужна обратная связь с серьезными экспертами. Правда, таких экспертов – чью критику авторы способны принять без обид и ругани – по пальцам пересчитать, и именно таких «коллекционировал» Дондурей в редакции «Искусства кино». А сам был для кинематографистов экспертом номер один, чьего слова ждали, как диагноза, – потому как избегал он какой-либо вкусовщины и оперировал исключительно объективными категориями. 

Главным событием вечера стал показ «эскиза» будущего документального фильма о Дондурее. Его делает дочь Даниила Борисовича, режиссер Тамара Дондурей. Она фиксировала беседы с отцом на протяжении, видимо, последних нескольких лет его жизни – это были его рассказы о том, как начиналась и складывалась его жизнь в профессии, что он считает своими достижениями и что хочет еще сделать. Уже сейчас можно сказать, что фильм снят с удивительным балансом личной, дочерней любви и ясного понимания масштаба, уникальности личности героя. И это не будет фильмом для «внутреннего пользования»! 

На экране человек совершенно беспрецедентного склада мышления, и за его мыслью следуешь с напряженным вниманием. Его всю жизнь интересовала тема программирования общественного сознания, а сам он не поддавался никаким влияниям и другим объяснял, как среда, система манипулируют людскими устремлениями, представлениями о жизни. «Взгляды миллионов людей изготовляются кем-то, как на заводе», – считал Дондурей. Таинственных изготовителей взглядов он называл «смысловики». «Они обучают думать так, а не иначе». Анализу технологий «смысловиков» Даниил Борисович собирался посвятить ряд статей и главу в книге, которую задумал, увы, уже на исходе жизни. В течение 2017 года болезнь буквально съела его. Последнюю беседу его дочь Тамара вела уже в Израиле, где отец находился на лечении, и от этого эпизода сердце сжимается. Не потому, что Дондурей резко изменился внешне, а потому что на твоих глазах мудрый человек спокойно и мужественно подводит итоги жизни. «Карьеры никакой… Зато я всю жизнь занимался тем, что мне интересно. Это шикарная жизнь!»  

А начинается фильм с того, что закадровый интервьюер просит Дондурея назвать то, что он считает своими главными достижениями. Знаменитый ученый и деятель культуры выделяет всего три «дела федерального значения», которыми гордится. Руководство журналом «Искусство кино» в течение 23 лет. Свое участие в увещевании властей, когда те решили квотировать показ американского кино в России до 50% («Я потратил много времени на то, чтобы убедить их: надо не запрещать, а конкурировать, причем качеством контента»). Проведение в 1986 году 17-й Московской молодежной выставки, легализовавшей авангардное, неофициальное искусство, давшей площадку «подпольным» музыкантам Виктору Цою и Борису Гребенщикову. 

На самом деле Даниил Дондурей сделал много больше дел федерального значения. И никакого вечера памяти не хватило бы на перечисление этих дел. Утешает то, что он оставил огромный задел, так как свои идеи, концепции и предложения никогда не таил до случая. Так что дело его в прямом смысле живет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Предчувствие глобального катаклизма

Предчувствие глобального катаклизма

Дмитрий Мосяков

Всепобеждающий прагматизм смывает все, что раньше называлось политической культурой

0
1574
Не просто Мария

Не просто Мария

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит документальный фильм про оперную диву Каллас

0
758
 В Омске пройдет VI Национальный кинофестиваль дебютов "Движение"

В Омске пройдет VI Национальный кинофестиваль дебютов "Движение"

0
852
Гаспар Ноэ: Пьяные люди не способны заниматься сексом

Гаспар Ноэ: Пьяные люди не способны заниматься сексом

Наталия Григорьева

Режиссер рассказал "НГ", почему его фильм "Экстаз", где все принимают наркотики, не про наркотики

0
1562

Другие новости

Загрузка...
24smi.org