0
1064
Газета Культура Интернет-версия

03.10.2019 09:11:00

Посвящение Шостаковичу и Вишневской

Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл свой 54-й сезон в день рождения великого советского композитора

Тэги: шостакович, вишневская, сладковский, государственный оркестр татарстана, ирина морева, георгий челидзе


шостакович, вишневская, сладковский, государственный оркестр татарстана, ирина морева, георгий челидзе Фото предоставлено пресс-службой Государственного симфонического оркестра Татарстана

Знаменитый российский коллектив, безусловный лидер среди отечественных региональных симфонических оркестров, посвятил инаугурацию нового концертного сезона памяти народной артистки СССР Галины Вишневской. Этим концертом в Казани открылся III международный оперный фестиваль имени великой певицы. Программа, которую смогла послушать казанская публика в Большой концертном зале имени С. Сайдашева, гармонично связала два великих имени и была подготовлена совместно с Центром оперного пения Галины Вишневской в Москве, который возглавляет дочь певицы Ольга Ростропович, присутствовавшая в зале.

Шостакович и Вишневская – удивительная, можно сказать легендарная страница нашей музыкальной культуры. Близкие друзья и сотворцы, оба оставили неизгладимый след в истории России, в истории мировой музыки: Дмитрий Дмитриевич немало писал в расчете на голос Галины Павловны, также певица исполняла многое из написанного композитором еще до начала их творческого сотрудничества. «Сатиры», Вокальный цикл на стихи Блока, «Катерина Измайлова», 14-я симфония – интерпретации Вишневской этих произведений Шостаковича стали поистине историческими, певица полностью отвечала замыслам автора, создавая вокальные образы, которые он считал идеальными.

На концерте в Казани в первом отделении как раз и прозвучала 14-я симфония. Ее мировую премьеру Вишневская исполняла в Ленинграде и Москве полвека назад. Камерная по своей природе (малый состав оркестра — только струнные и ударные) и необычная изобилием вокала, на который смещается эмоциональный смысл произведения, симфония фокусируется на важнейшей в творчестве композитора теме смерти. Безусловно, это перекличка с великим циклом Мусоргского «Песни и пляски смерти» — с ним Вишневская гастролировала по всему миру, познав в столь непростой музыке заслуженные триумфы. Написанная для малого инструментального коллектива, симфония требует двух певцов – сопрано и баса. В Казани сольные вокальные партии исполнили солистка «Новой оперы» им. Е. Колобова Ирина Морева и артист Молодежной оперной программы Большого театра России Георгий Челидзе. Оба вокалиста творчески связаны с Центром Вишневской: Морева – его выпускница, а также золотой лауреат V Международного конкурса оперных артистов Г. Вишневской, Челидзе – дипломант VII конкурса.

Мощные и яркие голоса певцов полностью отвечают эстетике этого произведения – одной из бесспорных вершин советской музыки. С одной стороны, она базируется на русской вокальной школе, с ее приматом массивного широкого звучания, когда голоса должны быть огромными и тембрально богатыми. С другой, сам замысел опуса, его подчеркнутый драматизм, ярчайшая экспрессия, требует пения по-настоящему истового. Морева и Челидзе счастливо соответствовали этим задачам, явив исполнение глубокое, осмысленное, выразительное, а сами голоса – без преувеличения первоклассные: роскошное, сочное, сильное сопрано и глубокий, смело играющий тембрами в соответствии с задачами образов бас.

Во втором отделении прозвучала 5-я симфония. Написанная совсем в другую эпоху (14-я – в 1969-м, 5-я – в 1937-м), после жесткой партийной критики опер и балетов композитора, эта симфония считалась образцом советского социалистического реализма с прочерченными героико-классицистскими линиями, однако есть и другой взгляд на эту музыку. Александр Сладковский и его оркестр подчеркивают в ней именно трагическое звучание, тем самым обе симфонии словно рождают законченный диптих со схожими эмоциональным настроем.

На открытии сезона оркестр в очередной раз продемонстрировал блестящую форму и очень вдумчивую игру. Глубина интерпретации оказалась конгруэнтной великим творениям Шостаковича. Певучие струнные, ритмически точные ударные, филигранные духовики – и потрясение от целостности замысла, философичности высказывания, сочетающей в себе размах и интимность, мощь и лиризм, патетику и трагичность.

В наступившем сезоне Госоркестр Татарстана представит казанской публике более десяти интереснейших премьер. Наряду с великими классиками разных эпох (Чайковский, Рахманинов, Вагнер, Малер, Штраус, Дворжак и пр.) оркестр исполнит сочинения и по-настоящему раритетные для российской афиши – Штокхаузена, Мадерны, Пиццетти. Не будет обойдена вниманием и музыка татарских композиторов – прозвучат опусы Жиганова и Губайдулиной. Гастролировать Госоркестр планирует как в Европе (Франция, Германия, Испания), так и по России, а в столице его по-прежнему с нетерпением ждет публика его персонального абонемента.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Музыка для бога

Музыка для бога

Дмитрий Убыз

В своем романе Леонид Бежин изучает перспективы духовной музыки и говорит о таких «искушениях» XX века, как джаз и серия

0
1371

Другие новости

Загрузка...
24smi.org