0
1848
Газета Интернет-версия

27.05.2002 00:00:00

Захлопнет ли Россия европейскую "форточку"?

Тэги: белоруссия, сотрудничество, сша


После того как Петр Первый прорубил окно в Европу, его безответственные политические потомки сделали все для того, чтобы это окно к сегодняшнему дню почти захлопнулось. А с учетом того, что Россия окружена американскими базами (разумеется, для ее же блага), остается только одна европейская "форточка" - Белоруссия. Новый девятый вал критики, обрушивающийся на нее, лишний раз свидетельствует о западном сигнале: России "пора" сдавать и этого партнера, который виновен во всех грехах сразу. (В отличие, например, от Узбекистана и других стран СНГ, где все сразу стало "о-кей" и с правами человека, и с экономическими реформами, не говоря уже о безгрешности самих лидеров, с пониманием предоставивших США и НАТО свою территорию.) Белоруссия же по-прежнему сидит на "скамье штрафников", причем судей и обвинителей хватает не только в госдепе, но и в нашем отечестве: случай, беспрецедентный в мировой практике и международных отношениях.

Полезно задуматься над стратегическим смыслом этих обличений: готова ли российская власть "добровольно" захлопнуть свою единственную европейскую "форточку", после чего наша страна будет уже точно державой Садового кольца? С другой стороны, Европа, изолируя от большой политики Россию (а вместе с ней и Белоруссию), рискует в очередной раз резко нарушить собственный баланс стабильности, что, несомненно, приведет к новым войнам и этническим конфликтам в самой Европе. Таким образом, проблемы российско-белорусской интеграции в этом контексте имеют значение, далеко выходящее за рамки двусторонних отношений. Вот почему полезно объективно в них разобраться, чтобы ответить на вопрос, который упорно внедряется в массовое сознание: действительно ли Белоруссия "тащит назад" Россию?

Как известно, политика стремительного наскока на интеграцию между бывшими советскими республиками "по примеру ЕС" с целью создания в считанные месяцы наднациональных структур, к которым Европа шла многие десятилетия, мягко говоря, не удалась. В сложившейся ситуации решение президентов Александра Лукашенко и Бориса Ельцина о создании Сообщества Беларуси и России (1996 г.) было действительно историческим. По мнению эксперта по российско-белорусским отношениям и двусторонней интеграции, кандидата экономических наук Анатолия Рудкова, именно тогда, в отличие от СНГ, в Сообществе начался процесс формирования условий для интеграции двух государств, создания нормативной и правовой базы для интеграционных процессов. И тогда же, на ответственной стадии сближения двух государств, как считает Анатолий Рудков, сразу же появились "идеологи", готовые только что родившееся дитя выплеснуть вместе с водой. По сути, идет откровенная информационная война против Белоруссии и ее союза с Россией. Безусловно, это информационная война и против самой России, ее геополитических интересов и позиций в Европе. Один из расхожих контраргументов сводится к тому, что средства в интеграцию вкладываются немалые, а впечатляющих результатов все нет. Позволительно спросить, о каких результатах может идти речь, если нет легитимных наднациональных органов управления, чему препятствует элита и в России, и в Белоруссии. Между тем Европа интегрируется более 50 лет. Там эффективно функционируют структуры, наделенные правом принимать нормативные акты наднационального характера. "Бюджет ЕС почти в 300 раз превышает бюджет Союзного государства, - говорит Анатолий Рудков, - и только на поддержание сельского хозяйства ежегодно выделяется до 15 млрд. долл.

По оценкам специалистов, для создания условий интеграции Белоруссии и России потребуется 2,5-3,0 млрд. долл. Имеется в виду образование наднациональных органов управления, формирование законодательства по осуществлению единой структурной, торговой, таможенной, тарифной и социальной политики. Только после этого, при должном финансировании совместных программ и проектов, можно будет говорить о реальной интеграции как о факторе построения экономически стабильного, социально ориентированного государства с конкурентоспособной экономикой. Возможно ли это? Да. Тормозит процесс в основном российская элита, изобретая различные штампы под видом реальных проблем. В частности, Белоруссии постоянно отводится роль нахлебника - и эти псевдоаргументы идут в ход уже в течение нескольких лет. Напомним, что Республика Беларусь всегда, в том числе и во времена СССР, была республикой с высокотехнологичной промышленностью и высокоразвитым сельским хозяйством. Она и сегодня по некоторым базовым показателям социально-экономического развития опережает Россию.

А вот чему действительно полезно поучиться у ЕС, так это его отношению к новым партнерам, даже к откровенно слабым. "Судите сами, - говорит Анатолий Рудков, - среднедушевой доход в странах - кандидатах на вступление составляет лишь 38% от среднеевропейского, а приносят они с собой свыше 200 млрд. долл. неоплаченного внешнего долга! И при этом никто и нигде не говорит об этих государствах как о нахлебниках, ибо в ЕС понимают, что интеграция это не сиюминутный, а объективный процесс стратегического направления". Почему же мы напрочь лишены этого понимания? И почему тогда мы считаемся "союзниками"?

В арсенале информационной войны против Белоруссии применяется еще один испытанный аргумент: Белоруссия "не готова" к интеграции. При этом намеренно в одну кучу сваливается все: разная продвинутость двух государств по пути рыночных реформ, отношение Запада к Белоруссии и ее президенту, постоянные демарши белорусской оппозиции, где нет настоящего лидера и соперника Александру Лукашенко, и т.п. Напомним, что в Союзе объединяются два государства, народно-хозяйственные комплексы которых соединены, как и прежде, тысячами кооперационных связей. Строго говоря, в экономическом плане Белоруссия никуда не уходила, ее промышленность, сельское хозяйство ориентированы на российский рынок. Просто белорусы, наблюдая за Россией, трезво оценили свои возможности - и пытаются удержать на плаву свою экономику в бушующей рыночной стихии. Белорусы, видя перед глазами неутешительный пример России, своевременно оценили возможные последствия полностью не контролируемого рынка, а потому включили все имеющиеся компенсирующие механизмы, чтобы проводить сбалансированную социальную политику, обеспечивая равномерное развитие своих территориальных образований. И им это удается. По крайней мере, мы ничего не знаем о враждебности, скажем, Витебской или Гомельской областей к Минску, о противостоянии регионов Центру и о многих других, чисто российских реалиях.

Разумеется, Белоруссия - далеко не идеальная страна. Одна из серьезных здесь проблем - отсутствие нормального диалога между властью и средним бизнесом, что подрывает и бюджетные, и социальные основы государства, а власти создает отрицательный имидж и в России, и в европейских странах. Прямолинейно понимаемая Александром Лукашенко "борьба с жульем", отсутствие гибких правил игры на белорусском рынке, стремление "комиссара интеграции" лишить средний бизнес какого-либо дохода (что противоречит самой природе бизнеса) - все это чревато нестабильностью внутри самой Республики Беларусь. И если президент Лукашенко проявляет себя в других сферах как динамичный лидер, то, может быть, пора ему задуматься над тем, что средний и мелкий бизнес - это не "враг народа", не сплошь "ворье и жулье", что с ним нужен партнерский диалог и создание нормальных условий для его развития.

Российско-белорусская интеграция, несмотря на проблемы роста, необходима для наших стран по многим причинам, в том числе и по причине геополитической выживаемости. И в этом контексте совершенно неважно, нравится кому-то Александр Лукашенко или нет - речь идет о том, заставят ли Россию захлопнуть единственную европейскую "форточку" или она проявит ради самосохранения должную строптивость. Хотелось бы верить в реальность второго варианта, хотя не покидает ощущение, что Союзное государство мы строим сегодня не с Белоруссией, а с Соединенными Штатами Америки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
287
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
368
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
296
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
258

Другие новости