0
3166
Газета Интернет-версия

21.10.2002 00:00:00

Сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы,

Юрий Федоров

Об авторе: Юрий Евгеньевич Федоров - заместитель директора Института прикладных международных исследований.

Тэги: сша, россия, снв


Полемика, развернувшаяся вокруг недавно подписанного Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, во многом похожа на споры средневековых схоластов о том, сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы. Она столь же увлекательна для специалистов и столь же далека от реальности; в данном случае - от реальности российско-американских отношений. Сегодня дискуссии о возвратном потенциале, развернутых и неразвернутых боезарядах, правилах засчета и других тонкостях контроля над стратегическими вооружениями, теряют, а возможно, уже и потеряли свой прежний смысл.

Это, однако, оспаривают сторонники "традиционного" подхода к контролю над ядерным оружием, сформировавшемуся 30-40 лет назад. В частности, с унылым постоянством они повторяют, что упомянутый договор плох, поскольку он ослабляет ограничения на состав и структуру стратегических сил, не позволяет контролировать процесс сокращения боезарядов (при этом забывается, что предыдущие соглашения также не охватывали эту область), не затрагивает планы создания противоракетной обороны.

Депутаты хотят как лучше...

В Госдуме, как это часто бывает, вознамерились улучшить договор, предлагая дополнить его заведомо неприемлемыми для США положениями. В итоге все острее встает вопрос: будут ли российско-американские отношения строиться в соответствии с моделью разрядки времен холодной войны или необходима иная их парадигма, соответствующая новой мировой ситуации?

В годы холодной войны контроль над стратегическими вооружениями по праву занимал центральное место в отношениях СССР и США. Правда, соглашения в этой области не устраняли гонку вооружений, но придавали ей более предсказуемый и по-своему рациональный характер. Это и составляло военную компоненту разрядки напряженности.

Необходимость формирования новой, свободной от взаимного гарантированного уничтожения основы отношений между Россией и США признана на высшем политическом уровне. В Декларации о новых стратегических отношениях между Россией и США, принятой в мае 2002 года, говорится, что нынешняя ситуация в области безопасности коренным образом отличается от эпохи холодной войны.

Владимир Путин и Джордж Буш подчеркнули, что "эпоха, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или стратегическую угрозу, закончилась". Они констатировали, что "новые глобальные вызовы и угрозы требуют качественно новой основы отношений". Вместо надоевших споров по Договору по ПРО президенты двух государств продемонстрировали намерение изучить возможность сотрудничества в области противоракетной обороны, включая возможные программы совместных исследований и разработок. Были обозначены области сотрудничества двух государств: борьба с терроризмом, региональной нестабильностью, предотвращение распространения оружия массового уничтожения и ракет, содействие урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе.

Однако политические заявления, даже подписанные главами государств, далеко не всегда реализуются на практике. Хотя характер отношений России и США кардинально изменился, их ядерные вооружения по-прежнему нацелены друг на друга. Сохраняется курс на поддержание взаимного гарантированного уничтожения. Так, в России только что завершились учения стратегических ядерных сил, в ходе которых, как писали российские СМИ, отрабатывался "массированный удар по врагу всеми боеготовыми средствами" для предупреждения эскалации вооруженной агрессии против России, в том числе и с применением ядерного оружия.

Президенты говорят, военные думают

Подход военного истеблишмента к ядерному сдерживанию понятен. Он исходит не из намерений, но из возможностей, в данном случае из физической возможности России и США уничтожить друг друга. Но исторический опыт свидетельствует, что если стратегическая линия государства формируется военными, а не политиками, то она неизбежно - и скорее рано, чем поздно - заходит в тупик. Задача высшего политического руководства страны как раз и состоит в том, чтобы сопоставить все факторы и обстоятельства и выработать сбалансированную линию поведения. Последняя должна учитывать не только военный потенциал других государств, но и, самое главное, их намерения, интересы, озабоченности и предпочтения; а военная компонента международной стратегии государства должна быть подчинена политической.

Формирование стратегии России на мировой арене осложнено тем, что внешняя политика стала объектом внутриполитического противоборства. Нынешняя линия Кремля вошла в противоречие с рядом устоявшихся идеологических стереотипов. Это, естественно, в полной мере использует левая и националистическая оппозиция. Но есть и другая сторона дела. Курс на партнерство с Западом, в том числе - на сотрудничество в области безопасности, подрывает позиции влиятельных "групп интересов", неспособных адаптироваться к изменениям, происходящим в стране и в мире после 1991 года. В итоге нарастает давление в пользу сохранения традиционной модели российско-американских отношений, основанной на ядерном сдерживании, включая изжившие себя подходы к контролю над стратегическими вооружениями.

Правда, некоторые аргументы в пользу ядерного сдерживания на первый взгляд кажутся убедительными. Нередко говорится о том, что мировое развитие после 1991 года все менее предсказуемо, а потому необходимо готовиться и к таким событиям, которые сегодня представляются маловероятными или попросту невозможными. Следовательно, нужно поддерживать стратегический паритет с США как своего рода страховой полис на случай непредвиденного изменения обстановки.

Таким образом, в российско-американских отношениях сложилась парадоксальная ситуация. Политические предпосылки ядерного сдерживания и основанного на нем традиционного подхода к контролю над стратегическими вооружениями исчезли. Но сдерживание сохраняется. И все же прекращение холодной войны предопределяет возможность преодоления стратегии взаимного гарантированного уничтожения. Эта стратегия порождается сегодня не реальными столкновениями жизненных национальных интересов и общественных ценностей, но интеллектуальной инерцией, ведомственными и групповыми амбициями. Поэтому ключевое значение для выхода за пределы сдерживания имеет уровень доверия между Кремлем и Белым домом, их способность реализовать сотрудничество в тех областях, где интересы двух государств совпадают. А таких областей становится все больше.

В заключение вернемся к Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Его подписание имело не только военное, но прежде всего крупное политическое значение. Оно подтвердило, что факторы сотрудничества в российско-американских отношениях преобладают над расхождениями политических позиций. Срыв же его подписания (а такая перспектива была реальной) поставил бы под сомнение и цель, и возможность строительства новых российско-американских отношений. Важно и другое. Этот договор стал своего рода водоразделом между традиционным контролем над вооружениями и новой повесткой дня стратегических взаимоотношений России и США, ориентированной на меры доверия, транспарентности, сотрудничество в области раннего предупреждения и противоракетной обороны, предотвращение случайных пусков ракет и противодействие распространению ядерного оружия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
274
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
352
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
281
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
240

Другие новости