0
1572
Газета Интернет-версия

18.11.2002 00:00:00

Мы не готовы друг другу доверять

Алексей Арбатов

Об авторе: Алексей Георгиевич Арбатов - зампредседателя комитета по обороне Госдумы РФ, доктор исторических наук

Тэги: нато, россия


Сегодня в наших взаимоотношениях с Североатлантическим союзом существуют два острых момента. Прежде всего это расширение НАТО на восток, причем впервые затронутой оказывается территория бывшего СССР, а между Россией и НАТО возникает общая граница. Европейская безопасность не может и не должна основываться на Североатлантическом союзе, в котором мы не имеем ни членства, ни права голоса. В противном случае Россия вообще оказывается на обочине этой системы безопасности, ибо в отличие от многих государств Европы, в том числе и очень маленьких, Москва не имеет возможности реально влиять на натовскую политику.

Другая серьезная проблема состоит в том, что сотрудничество между Россией и НАТО до недавнего времени было на нуле по своему масштабу, уровню и важности. Программа "Партнерство во имя мира" была заморожена еще в 1999 г., да и ранее никаких серьезных мероприятий по этой программе не проводилось. Сказывались отсутствие средств, неопределенность с будущим расширением военного блока, с ролью России в этой организации, да и нежелание нашего Генштаба всерьез развивать какие-то программы сотрудничества.

Машины потенциальной войны сохраняются

Сейчас возобновлена деятельность нашего представительства в НАТО и образована миссия Североатлантического союза в Москве, но речь опять-таки идет о каких-то семинарах и обсуждениях, однако нет реального военного сотрудничества, как положено между сторонами, имеющими мощные вооруженные силы вблизи друг от друга и не являющимися врагами. В этой связи новый этап расширения НАТО на восток создает дополнительные проблемы для России. В альянсе Москва имеет право только рекомендательного или совещательного голоса через такие организации надстроечного типа, как Постоянный совместный совет, образованный в 1997 г., и Комитет двадцати, возникший по решениям майских саммитов этого года.

Что еще весьма примечательно в этом плане - военная политика является фактором крайне инерционным. Если на нее не оказывать постоянного ощутимого политического воздействия или давления, то она по проложенной колее развивается сама по себе.

Наверное, у многих неприятно резанет слух, если напомнить, что около 70% военного потенциала Российской Федерации предназначено для войны с НАТО и более 80% военного потенциала Североатлантического союза на Европейском континенте до сих пор предназначено для войны с Россией. Это не значит, что они собираются друг с другом воевать. Просто с обеих сторон продолжают сохраняться исполинские машины этой потенциальной войны, и другого предназначения им пока не придумано. То есть воспроизводится ситуация военного противостояния в условиях, когда политические отношения в корне изменились.

Если бы государства НАТО всерьез заботились о том, чтобы наладить партнерские отношения с Россией, то, во-первых, они как минимум поставили бы вопрос о присоединении стран Балтии к Договору о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе, и к базовому, и к адаптированному. На сегодня никаких ограничений в этой зоне нет. Теоретически там могут быть размещены мощные силы НАТО без нарушения какого-либо договора. Это вряд ли произойдет, но это возможно. А военные всегда ориентируются не на вероятность, а на возможность и должны быть готовы принимать соответствующие меры. Это касается не только России, но и Белоруссии, военное значение которой для Москвы в сложившихся условиях существенно возрастает.

Североатлантический союз, превосходящий Россию в военном отношении, мог бы проявить инициативу и предложить нам далеко идущие меры по сокращению и ограничению вооружений. Зачем НАТО в Европе 17 000 танков или 6000 боевых самолетов, для какой операции? Зачем сотни тактических ядерных авиабомб?

Брюссельская говорильня

От саммита НАТО в Праге ждут решения о приеме в альянс семи новых членов. Наверняка прозвучит огромное количество хороших слов в адрес России, заверения в миролюбии, желании сотрудничать, быть партнерами и т.д. Наверняка будет выражена уверенность в том, что Комитет двадцати превратится в реальный орган взаимодействия по линии Россия-НАТО. Но слова останутся словами, а дела делами.

Вследствие известных политических перемен на Балканах никакой мало-мальски серьезной военной операции в Европе НАТО планировать не приходится, если в Брюсселе, конечно, не собираются предпринимать какие-либо действия в зоне СНГ вопреки позиции и политике России. В этом плане и глубокое сокращение вооружений, и превращение Клуба "двадцати" (я не оговорился, двадцатка в реальности - это пока не комитет, а скорее дискуссионный клуб, где обсуждается много проблем, но не принимается никаких серьезных решений) в реальный орган управления, вырабатывающий совместные решения, позволили бы России без тревоги смотреть на предстоящее расширение НАТО.

Что касается российской позиции, то приходится констатировать, что мы зачастую довольствуемся какими-то чисто символическими жестами типа создания Комитета двадцати и совместными заявлениями и коммюнике. Если Москва четко определит свои национальные интересы и займет обоснованную, понятную и уверенную позицию, то мы, наверное, сможем добиться приемлемого для себя компромисса. Иначе Россия получит от Запада очередную кучу пустых фантиков - чтобы мы не обижались.

Способ совместного с ЕС решения калининградской проблемы показывает, что есть модель, которую можно использовать и в отношениях с НАТО. Мы могли бы сказать: "Да, мы понимаем, что не можем заблокировать ваше продвижение на восток, но и вы должны понять нашу ситуацию. Мы предлагаем, чтобы ваши заверения в дружбе были подкреплены реальными делами, конкретно, например, сокращением обычных вооружений и вооруженных сил как минимум на 50%".

Для России это приемлемо, потому что мы в любом случае будем сокращать свои вооруженные силы. Можно также вернуться к идее создания безъядерной зоны в Центральной и Восточной Европе, пусть это включает и Калининградскую область, ведь и Западу от этого спокойнее будет. А мы будем уверены, что тактическое ядерное оружие никогда не будет размещено вблизи наших границ, в пределах досягаемости жизненно важных центров России.

Но для того чтобы такие предложения выдвинуть, обосновать и отстаивать на переговорах с НАТО, нужна воля высшего политического руководства, чего, как мне кажется, нет. Наше политическое руководство или не чувствует себя уверенно в этих крупных стратегических темах, или не придает им большого значения, или не имеет механизма согласования ведомственных интересов и выработки последовательной политики в таких делах. Судя по всему, у Генерального штаба, который сейчас в преобладающей степени определяет военную политику и военное строительство, нет желания вступать в новые переговоры и связывать тем самым себе руки. Министерство иностранных дел, к сожалению, не имеет сейчас серьезного влияния на Минобороны и Генштаб. Хотя в последнее время никаких интересных предложений из МИДа и не слышно или, может быть, их держат в большом секрете? Чем занимается Совет безопасности - еще большая тайна.

Альянс у нас не любят

Что бы ни говорил президент или его представители за рубежом и в Думе, недоверие к НАТО в нашем обществе очень велико. И энтузиазма по поводу продвижения Североатлантического союза на восток у россиян нет. Преобладает ощущение, что нас опять где-то обманывают и притесняют. Эта реакция сейчас публично не очень проявляется, поскольку за последние годы общество стало гораздо более регулируемым: как президент решает, так и происходит, во всяком случае во внешней политике. Тем не менее антинатовские настроения, хотя и загоняются вглубь, все же существуют. Они оказывают влияние на военных, на общественные организации и СМИ.

Лошадь можно силой загнать в воду, но нельзя ее заставить эту воду пить, если она этого не захочет. Сейчас это происходит с Россией: нас загоняют, как лошадь в воду, и Россия не может сопротивляться расширению НАТО. Но заставить Россию "пить воду" - то есть сотрудничать с НАТО на таких условиях - не получится. Президент может подписать 20 соглашений, но они будут саботироваться политической и военной элитой страны. Тогда мы потеряем очень важный шанс для того, чтобы в корне изменить наши отношения. Вина здесь на 70-80% лежит на западных политиках, которые за последние годы привыкли все делать по-своему, а нас при этом дружески похлопывают по плечу. В остальном Россия сама виновата, поскольку она еще не в состоянии четко сформулировать свои приоритеты безопасности и превратить их в крупные международные договоры, в военно-техническую и оперативно-стратегическую реальность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
237
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
292
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
241
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
202

Другие новости