0
1932
Газета Интернет-версия

18.11.2002 00:00:00

Иракский водораздел

Алексей Пушков

Об авторе: Алексей Константинович Пушков - ведущий аналитической программы "Постскриптум" на телеканале ТВЦ.

Тэги: сша, миропорядок


Вперед, к американскому содружеству наций!

Стремление к такой экспансии - характерная черта американского политического и общественного сознания в XX веке. Соединенные Штаты никогда не устраивала идея сосуществования с коммунизмом - напротив, коммунизм должен был быть низвергнут. После окончания холодной войны, в которой Америка одержала, по ее убеждению, полную и безоговорочную победу, США перестало устраивать и сосуществование с режимами, которые не вписываются в структуру американских представлений и в структуру американских интересов. Отсюда - политика, направленная на свержение Милошевича в Югославии и Саддама Хусейна в Ираке, отсюда и вычленение "оси зла" в современном мире в виде Ирака, Ирана и Северной Кореи.

Ведущие идеологи новой роли Америки соревнуются в формулировках, наиболее точно отражающих эту будущую роль и создаваемый на ее основе миропорядок. Збигнев Бжезинский говорит о грядущем столетии американской гегемонии. Более сдержанные теоретики типа Генри Киссинджера предпочитают говорить о "подавляющем американском превосходстве". Третьи, представители новой волны, ставят задачу создания "American Commonwealth of Nations" - "американского содружества наций", сплоченного вокруг США. Но все вариации сходятся к одному: Америка, как сверхцентр экономической мощи и военной силы, призвана руководить миром.

"США - это необходимая нация", - говорила Мадлен Олбрайт, госсекретарь времен Клинтона. После 11 сентября идея исключительности Америки и ее мировой роли получила новый мощнейший импульс. Уязвимость Америки, появление у нее врага в лице международного терроризма дало доктрине превращения США в неограниченную по своему действию империю то, чего ей недоставало все эти годы: массовую поддержку со стороны американского населения. Потребность в обеспечении национальной безопасности и память о трех с половиной тысячах жертв в Нью-Йорке перекрыла какие либо сомнения в правильности такой доктрины. Убедительная победа республиканской администрации на недавних выборах в конгресс США лишь подтвердила эту тенденцию.

Сегодня в США многие видят Америку новой Римской империей. Однако империи бывают разными. Бывают империи неограниченного и ограниченного действия, империи неразумные и разумные. Сегодня речь идет о том, какими будут Соединенные Штаты Америки и какой будет Россия в новой глобальной системе. И о том, готова ли Россия стать одной из провинций этой империи, а российский президент - ее управляющим. Или же Россия будет стремиться к тому, чтобы стать партнером США - пусть неравносильным, но все же партнером, - и принимать участие в решении вопросов, касающихся и судеб мира, и своей собственной судьбы.

Именно такая дилемма стоит сегодня перед Владимиром Путиным. Но это не просто выбор президента - это национальный выбор. Он будет определяющим для России на ближайшую перспективу. И с этой точки зрения кризис вокруг Ирака представляется чем-то гораздо более важным, чем разовая операция по разоружению иракского диктатора Саддама Хусейна. Определяющее значение здесь имеет, каким образом будет осуществлено это разоружение, как будут вести себя США в этом кризисе и, наконец, что именно последует за этим кризисом. Хотя некоторые американские политики и эксперты настаивают, что возможная военной акция против Ирака - это исключительный случай, вызванный особым характером режима Хусейна и исходящей от него угрозы, есть основания полагать, что это не так.

За последние 10 лет США уже применяли военную силу в Боснии и Сомали, вели войну в Югославии и Афганистане. В каждом из этих случаев для применения силы были свои, весомые с точки зрения США основания. Военная акция против Афганистана была поддержана ООН и мировым сообществом. Для нас здесь важны, однако, не причины, а регулярность использования Америкой военной мощи для решения политических проблем. В этом смысле применение военной силы Россией против чеченских боевиков можно считать уникальным случаем в российской политике. В американской же политике применение военной мощи - уже давно не уникальный, а постоянно повторяющийся случай.

Что после Ирака?

Сегодня в некоторых кругах в Вашингтоне всерьез обсуждается вопрос о дальнейших, после Ирака, действиях США. Группа людей, весьма влиятельных в американской политической верхушке, считают, что следующей задачей американской внешней политики и НАТО должна стать смена режима в Иране. Конечно, официальные лица в Вашингтоне отрицают наличие таких планов и утверждают, что высказывания по этому поводу - лишь частные мнения и на них не стоит обращать внимания. Однако в США наблюдается удивительное совпадение "частных мнений" с последующей политикой Америки в тех случаях, когда эти мнения совпадают с общим вектором ее внешнеполитического движения.

Таким образом, линия внешней политики США на перспективу, долгосрочная стратегия по переустройству мира обозначаются недвусмысленно. И России надо четко определиться со своим местом и своей политикой в этих условиях. Причем нельзя смешивать нашу позицию в отношении прогрессирующего изменения миропорядка в направлении "Pax Americana" с позицией поддержки США в борьбе против международного терроризма, связанной с 11 сентября 2001 года.

20 сентября в США была представлена новая доктрина национальной безопасности, основным автором которой считается Кондолиза Райс. Новую доктрину уже назвали "доктриной Буша" или "доктриной превентивных действий". Вкратце суть ее состоит в следующем: Соединенные Штаты должны продвигать баланс сил, который "благоприятен для свободы" и который должен быть использован "для поддержания мира в состоянии благосостояния, свободы и мирных отношений в течение ближайших десятилетий". "Нью-Йорк таймс" честно написала, что "баланс свободы" - это баланс, "благоприятный" и во всех смыслах выгодный США. Ради такого баланса США провозглашают право на превентивные действия против сил, способных угрожать безопасности Америки и ее интересам.

Однако стремление к такому "балансу свободы" и особенно силовые методы его достижения способны породить лишь новые дисбалансы. После окончания холодной войны мы уже получили одну "горячую войну" в Европе - войну НАТО против Югославии. Европа также получила распространение военного конфликта на Македонию. И если в политике США все-таки возобладает "ястребиное крыло", требующее обеспечения национальной безопасности Америки преимущественно силовым путем, то существует реальная угроза того, что мы получим не десятилетия свободы, мира и демократии, а десятилетия войн, конфликтов и роста террористической угрозы.

Силовой путь, если США в конечном счете изберут его как главное средство политики, приведет к полной дестабилизации системы международных отношений и активизирует стремление огромного количества государств к обладанию ядерным оружием. Не берусь судить, отдает ли в этом себе отчет президент Буш или считает, что у него нет другого выбора. Но раз американская доктрина превентивных действий отрицает национальный суверенитет и исходит из неоспоримого права США наносить упреждающие удары случае если, по их оценке, возникает угроза для их безопасности в самом широком смысле этого слова (например, от Северной Кореи), то едва ли не единственной гарантией безопасности для других стран становится наличие у них собственного ядерного оружия. "Если Америка взяла себе право наносить удар, то мы имеем право обороняться" - логика подобного внешнеполитического императива вполне очевидна.

Ящик Пандоры

Настораживает и то, что в американской правящей верхушке, судя по всему, меняется отношение к использованию ядерного оружия. В частности, говорят о допустимости применения ядерных "мини-зарядов" против международных террористов. Но это означало бы открыть ящик Пандоры. Применение ядерного оружия после 1945 года считалось табу, поскольку все помнили о Хиросиме. И если действительно в Америке возобладают такие представления в отношении ядерного оружия, то это будет означать, что мы движемся к очень и очень плохому миру.

Превращение Соединенных Штатов в новый центр мира следовало бы приветствовать, если бы США стали таким лидером, который сумел бы стабилизировать мир вокруг себя. Но если в США возьмут верх крайние тенденции, то мир пойдет не к эпохе стабилизации, а к эпохе дестабилизации вокруг Соединенных Штатов.

В России сейчас достаточно голосов, призывающих слепо идти за Америкой, куда бы она ни шла и какой бы путь она ни выбрала. Будет воевать с Ираком, значит, мы должны это поддержать. Однако было совершенно неверно и безответственно оставить Америку один на один с ее лидерством, реальными и мнимыми угрозами для ее безопасности, с осаждающими ее призраками собственного величия и собственной уязвимости. Хотя бы потому, что нациям свойственно ошибаться. Даже таким великим и демократическим, как американская. Америка уже однажды ошиблась во Вьетнаме - и потерпела там тяжелое и позорное поражение. Америка ошиблась в 94-м году в Сомали - и сумела избежать большой крови лишь потому, что Клинтону не изменила выдержка и его хваленая интуиция.

Для нас, России, совершенно не безразлично, с какой Америкой мы будем иметь дело и какую Америку мы будем поддерживать. Мы должны осознать: заинтересованы ли мы в создании новой нестабильности под эгидой Соединенных Штатов или же в создании такого баланса сил (и тут можно согласиться с формулировкой Кондолизы Райс), который действительно благоприятен для мира и свободы, но - для всего мира, а не только для Соединенных Штатов Америки.

Нас постоянно убеждают, что избранный американской администрацией путь, какой бы он ни был, - единственно возможный. Безнравственность этой позиции состоит и в том, что это - позиция смерда, не несущего ответственности за дела своего хозяина. Глупость этой позиции заключается в том, что сама Америка находится в поиске и далеко не всегда знает, как поступать в той или иной ситуации. Президент Джордж Буш, хотя и неохотно, но все же пошел в ООН по поводу Ирака именно потому, что многие в его окружении не были уверены, что единоличный американский силовой удар по Ираку был бы правильным способом действия. И это был разумный шаг со стороны американского президента. Но "ястребы" в администрации Буша, требовавшие от Буша военного удара по Ираку, с самого начала восприняли бушевский поход в ООН скептически: по их мнению, надо было вместо этого начинать войну. Так какую же Америку мы хотим поддерживать - разумную или неразумную, готовую думать или готовую следовать чисто техасским ковбойским инстинктам?

Не будем обманывать себя: принятая на днях относительно разумная резолюция по Ираку - это лишь эпизод в создании такого баланса или же, напротив, в движении к дисбалансу в пользу воинствующей Америки. Многие в окружении Буша надеются, что Хусейн не пойдет на выполнение резолюции и даст повод для войны. Схватка будет идти и вокруг толкования резолюции и критериев ее осуществления. Нет оснований также считать, что администрация Буша отказалась и от постулата о необходимости смены режима в Багдаде.

Однако иракский водораздел уже показал несколько вещей. Первое: подавляющее большинство стран мира не хочет создания в случае с Ираком прецедента единоличных, не скорректированных ООН действий Америки. Второе: в США значительны силы, предпочитающие действовать при опоре на ООН, а не в одиночку, и осознающие связанные с этим риски, - и это дает возможности для воздействия на американскую позицию. И третье: неразумной Америке трудно навязывать свои взгляды другим, разумной - проще убеждать других в своей правоте.

Философия, укладывающаяся в интеллектуально и политически убогую формулу "Америка всегда права", на самом деле опасна и для нас, и для Соединенных Штатов, и для западного мира, и для свободы, и для идеалов демократии, и для международной безопасности. Для нас установление разумного "баланса мира" важно и с точки зрения наших национальных интересов. Ведь Римская империя никому не позволяла принимать самостоятельных решений. Более того - положение, при котором Вашингтон превратится в новый Рим, навязывающий свою волю другим странам и произвольно назначающий мировых изгоев, было бы весьма опасным. США с их военной сверхмощью стали бы в этом случае не составной частью решения мировых проблем, а сами превратились бы в одну из проблем современного мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
220
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
266
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
229
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
194

Другие новости