0
1756
Газета Интернет-версия

24.11.2003 00:00:00

"Мы развиваем отношения с Китаем не в ущерб России"

Тэги: казахстан, кнр, ца, сотрудничество, токаев


- Касымжомарт Кемелевич, некоторые СМИ пишут о том, что Казахстан отодвинул Россию в строительстве нефтепровода в Китай. По-вашему, какой вид конкуренции - экономическая или политическая - здесь превалирует?

- Отношения с Китаем всегда были в фокусе нашего внимания с момента появления Республики Казахстан на карте мира. Китайский фактор не менее важен для Казахстана, чем для России. Поэтому мы предприняли активные меры по строительству добрососедских взаимоотношений с этой страной, которой международные эксперты прочат большое будущее. Председатель КНР Цзян Цзэминь как-то заявил, что Китай никогда не сделает ничего такого, что нанесло бы ущерб Казахстану. Отрадно, что новое руководство демонстрирует преемственность этой политики.

Задача состоит в том, чтобы сохранить динамику, наращивать товарооборот, вести поиск новых сфер сотрудничества.

И Китай, и Россия - наши основные партнеры. Развитие дружественных отношений с обеими странами, укрепление взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах необходимо для развития нашей страны, максимального раскрытия ее потенциала.

Что касается экспорта энергоресурсов, то нельзя упрощать эту ситуацию, ведь мы никак не можем "задвинуть" Россию на задний план. Эффективно функционирует трубопровод КТК - наша главная и пока единственная существующая магистральная нефтетранспортная артерия. Казахстанские нефтепроизводители освоили ряд других так называемых малых маршрутов экспорта с использованием российской трубопроводной и железнодорожной систем.

Другое дело - разногласия по транзитно-транспортным тарифам. Нас не устраивает то, что по отношению к казахстанским экспортерам применяется нерыночная, по сути, дискриминационная тарифная сетка. Мы заинтересованы в увеличении объемов экспортного транзита через территорию России. Для этого мы ведем постоянный диалог с российским руководством.

Казахстан является крупным нефтепроизводителем, сейчас в нашей стране производится более 50 миллионов тонн в год. Уже к 2010 году мы могли бы добывать 100 миллионов тонн. Потребность в таких объемах на мировом рынке имеется. Мы в состоянии обеспечить существенную часть мирового спроса на нефть. Однако нужны новые трубопроводы. Поэтому Казахстан поддерживает все предложения по строительству новых трубопроводов независимо от географического направления.

В то же время для реализации проектов требуются огромные средства, скрупулезный расчет экономической эффективности. Поэтому при изучении маршрутов нефтеэкспорта на китайском или каком-либо другом направлении экономические расчеты тесно переплетены с геополитикой.

В 1997 году было подписано соглашение между Казахстаном и Китайской национальной нефтяной компанией о строительстве экспортного трубопровода. Эта договоренность вызвала ажиотаж в мировой прессе и среди специалистов. В 1999 году было разработано ТЭО проекта, которое показало, что трубопровод будет эффективен при прокачке не менее 20 миллионов тонн нефти ежегодно.

Пункт назначения западноказахстанской нефти - динамично развивающиеся западные регионы Китая. Поэтому не советовал бы драматизировать ситуацию, говоря о конкурентных "битвах" казахстанской и российской нефти за китайский рынок - он достаточно объемен. Причем казахстанская и российская нефть предназначены для разных потребителей.

На мой взгляд, продуктивнее говорить о сотрудничестве исходя из эффективности и взаимной выгоды. Основа для такого сотрудничества существует. Так, российские компании, разрабатывающие сибирские месторождения, проявляют заинтересованность в транзите своей нефти через территорию нашей страны в Китай. Предлагается задействовать неиспользуемые мощности нефтепровода Омск-Павлодар-Чимкент-Чарджоу, который в будущем может стать частью экспортного трубопровода Западный Казахстан-Западный Китай. Российская нефть также может направляться на китайский рынок по направлению Атасу (Казахстан)-Алашанькоу.

- Как вы можете прокомментировать инициативу Казахстана о реформе деятельности ОБСЕ на территории Содружества, когда посол Казахстана Рахат Алиев заявил об излишне правозащитной направленности деятельности ОБСЕ и о том, что ОБСЕ необходимо реформировать, вплоть до закрытия региональных офисов в странах Центральной Азии. Некоторые российские СМИ утверждают, что предложение посла Казахстана в Вене не согласовано с Астаной┘

- ОБСЕ сыграла важную роль в становлении новых независимых государств. В последнее время обострились прежние проблемы, появились беспрецедентные по своему деструктивному потенциалу новые угрозы и вызовы сложившемуся миропорядку. В новых международных условиях мы тем более признаем важность сотрудничества с ОБСЕ. Оно должно представлять собой дорогу с двусторонним движением. Мы заинтересованы в том, чтобы ОБСЕ гибко реагировала на наши насущные потребности. А проблем в нашем регионе немало: терроризм, наркоиндустрия, незаконная миграция, экология, нехватка водных ресурсов. Деструктивный потенциал этих проблем выходит далеко за рамки Центральной Азии. Поэтому нас не устраивает то, что они зачастую выпадают из поля зрения ОБСЕ во время ее так называемой "полевой деятельности".

Демократические реформы в Казахстане необратимы. Мы постепенно идем к построению подлинно гражданского общества. Казахстан, как и другие страны, в том числе Россия, высказал в документе, распространенном в ОБСЕ, свое мнение о совершенствовании деятельности организации. Речь не идет о критике ОБСЕ, как утверждают некоторые СМИ. Это наша общая организация, где не должно быть деления на "главных" и "второстепенных" членов, на критиков и критикуемых. Мы также исходим из того, что ОБСЕ должна быть более понятной народам нашего региона и заниматься всем спектром актуальных проблем, имеющихся в наших странах.

- Существует мнение, что российские военные базы в скором времени появятся в каждой стране СНГ, включая и Казахстан. Как Астана относится к таким прогнозам?

- Казахстан и Россия сотрудничают в военно-оборонной сфере на двустороннем уровне. Мы также координируем наши усилия в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, Антитеррористического центра СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Вопрос о создании российских военных баз на территории Казахстана не рассматривается.

- Перспективы создающегося Единого экономического пространства четырех стран многие эксперты и аналитики поставили под сомнение. Появилось даже мнение, что надо развивать отношения по горизонтали - между регионами и областями. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы оцениваете перспективы создания зоны свободной торговли в рамках ШОС?

- ЕЭП - это не клуб государств, а конечная цель длительного процесса унификации норм и правил, регулирующих хозяйственную деятельность в странах, объединенных главной целью - интеграцией.

В течение двенадцати лет наши страны шли разными путями. Они вели мучительный поиск оптимальных экономических моделей и политических систем. Кто-то преуспел в реформах, кто-то сделал ставку на административно-командные методы руководства, кто-то лишь приступил к созданию рыночных механизмов. Политическая ситуация в странах - участницах ЕЭП тоже разная.

Поэтому разносторонняя и разноуровневая интеграция неизбежна. По этому пути пошел и Европейский союз. А в Казахстане экономический рост диктует необходимость скорейшего доступа к рынкам близлежащих государств, и для нас интеграция - способ выживания, а не популистская идея. В условиях нарастающей глобализации всем постсоветским странам придется объединяться в сфере экономики.

Это означает принятие общих для участников ЕЭП законов, а также создание наднациональной структуры, некоего "правительства", чьи решения в сфере экономики, прежде всего по тарифам и торговле, должны быть директивными и должным образом исполняться. В этой сложной, я бы сказал, деликатной работе должен соблюдаться баланс интересов всех государств. В противном случае неизбежен провал идеи о создании ЕЭП.

Что касается ШОС, то это уникальный пример постепенного сближения государств. Ведь пять государств (Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) начинали с решения вопросов о создании мер доверия и сокращении вооруженных сил в районе границы. Первые успехи обусловили стремление расширять эффективное взаимодействие в других сферах. В повестке дня организации сейчас стоят такие вопросы, как расширение сотрудничества в торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах. Большие надежды возлагаются на ШОС как организацию, которая способна внести существенный вклад в противодействие международному терроризму.

Казахстан рассматривает активную работу в ШОС как важное направление в своей международной политике и готов внести посильный вклад в повышение эффективности этой важной организации. Отрадно, что с 2004 года запускается механизм деятельности Исполнительного секретариата и Антитеррористической структуры ШОС. Тем самым ШОС становится осязаемым фактором современных международных отношений.

Алма-Ата-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1136
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1364
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1633
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1184

Другие новости