0
7705
Газета Интернет-версия

29.09.2014 00:01:00

Украина в ожидании оппозиции

Кость Бондаренко

Об авторе: Кость Бондаренко – руководитель фонда «Украинская политика».

Тэги: украина, политика, выборы, порошенко, верховная рада, люстрация


украина, политика, выборы, порошенко, верховная рада, люстрация Кто займет места в новом созыве Верховной Рады, покажут предстоящие выборы. Фото Reuters

Приближение парламентских выборов в Украине актуализировало вопрос кристаллизации и функционирования в стране структурированной политической оппозиции. Майдан не только привел к власти бывшую оппозицию – он стал гарантом устранения с политической арены любой политической силы, претендующей на роль оппозиции. Под предлогом «причастности к старому режиму» и обвинений в пособничестве Виктору Януковичу проводится давление на политиков, не соглашающихся с официальной линией президента, а особенно премьер-министра. Принятие Верховной Радой Украины 16 сентября закона о люстрации (причем с огромным количеством нарушений регламента и даже Конституции), равно как и внесение в Раду закона о санкциях, позволяющего закрывать любое издание без вердикта суда, свидетельствуют: демократия в Украине пробуксовывает. На фоне предложений премьер-министра Яценюка «драконовские» законы Януковича выглядят детским лепетом. Но при этом власть однозначно утверждает: в стране война, страна на пороге чрезвычайного положения и некогда здесь либеральничать!

На этом фоне новое развлечение украинских «активистов» – нападение на чиновников и депутатов с последующим запихиванием их в мусорные баки – выглядит вполне логичным продолжением революционной стихии, которая в период любой смуты выплескивает на поверхность то китайских хунвейбинов, то большевистских комиссаров и комсомольцев-троцкистов, то французских якобинцев. Среди пострадавших – народные депутаты Виталий Журавский, Виктор Пилипишин, Виталий Грушевский, Юрий Мирошниченко. Последнему (некогда представителю президента в парламенте, а ныне лидеру праволиберальной Партии развития Украины) досталось больше всех – он находится с сотрясением мозга в больнице.

В таких условиях следующий украинский парламент может оказаться без оппозиции; без представительства Юга и Востока страны. Юг и Восток (до недавнего времени выступавшие как некая единая политическая общность, но ныне разошедшиеся в своих пристрастиях) сегодня пребывают в некоем политическом шоке и растерянности: голосовать за новые политические бренды они не будут, в старых разочаровались. Фокус-групповые исследования показывают, что Партия регионов как бренд воспринимается сквозь призму личности Виктора Януковича, к которому у народа Юга и Востока преимущественно одна претензия – ему не могут простить позорное бегство из страны и предательство своих избирателей. То есть ценностные ориентиры у электората остаются, принципы остаются, не устраивает лишь то, что Партия регионов слишком уж ассоциируется с экс-президентом.

До сентября 2014 года главным отличительным признаком оппозиционности в Украине было отношение к вопросам войны и мира. Власть выступала с позиций необходимости продолжения войны до победного конца, оппозиция заявляла о необходимости поиска компромисса внутри страны и в отношениях с Россией. Власть обвиняла оппозицию в оппортунизме и соглашательстве. На фоне тысяч погибших в условиях необъявленной войны, а также при отсутствии убедительных побед говорить о том, что война может стать мобилизационным фактором для большей части общества было наивно. После подписания 6 сентября Минских договоренностей президент Петр Порошенко перешел в лагерь миротворцев и попытался выступать с исключительно миролюбивой риторикой – социология к тому времени показывала, что почти две трети граждан Украины категорически выступали против войны, украинское руководство оказалось без реальной поддержки со стороны Запада, Россия продолжала оказывать более чем серьезное давление, ситуация на фронтах стала катастрофической. То есть Петр Порошенко взял на вооружение ту риторику, которую ранее использовала оппозиция.

Оппозиционные силы добавили к миротворческой риторике требования реформ и новых социальных гарантий, развития экономики и стабилизации ситуации в стране. Именно отсутствие стабильности и фактический экономический коллапс стали той живительной средой, которая сегодня подпитывает оппозиционно настроенные силы в стране.

То есть формула оппозиции в Украине – мир плюс экономическое возрождение.

По большому счету президент вроде бы тоже поддерживает эти лозунги, но он вынужден считаться с достаточно агрессивной «партией войны» в своем окружении. Основным представителем этой партии является сегодня премьер-министр Арсений Яценюк, заручившийся поддержкой группы «ястребов» в руководстве страны. Также Порошенко боится потерять свой рейтинг в глазах избирателей. В мае за Петра Порошенко проголосовали более 50% избирателей. Сейчас социологи говорят о том, что президентская партия «Блок Петра Порошенко» может (теоретически) набрать до 46% голосов избирателей. Порошенко понимает: при таких раскладах он сможет единолично контролировать парламент и создавать большинство на свое усмотрение. В противном случае не было бы никакого смысла проводить досрочные выборы. Порошенко пытается получить в руки авторитарные бразды правления при помощи демократической процедуры.

Опять же – Порошенко сильная оппозиция не нужна. Ему нужна сильная власть, которую он не сможет получить при помощи ныне действующей Конституции. Сильную власть ему может гарантировать только собственное парламентское большинство в стенах Рады. По сути, в оппозиции к Порошенко могут в будущем оказаться и «Батькивщина» Юлии Тимошенко, и Радикальная партия Олега Ляшко, и «Народный фронт» Арсения Яценюка. Но ни одна из этих политических сил не может представлять интересы Юга и Востока!

На эту роль сегодня претендуют два политических проекта. Первый – возрожденная партия экс-вице-премьера правительства Сергея Тигипко «Сильная Украина». В августе 2011 года Тигипко объявил о роспуске своей политической партии и торжественно влился в ряды Партии регионов. Сегодня партия Тигипко снова в строю. Многие понимают искусственность этой политической силы (однако имеющей вес в Одесской и Днепропетровской областях), ее связи с теми или иными олигархами (в частности, по слухам, с Игорем Коломойским). Единственным действительно стоящим внимания представителем этой политической силы является № 2 партийного списка – бывший первый вице-премьер правительства и экс-глава Службы безопасности Украины Валерий Хорошковский, в декабре 2012 года бежавший от президентского гнева в Европу и проживавший в эмиграции. Хорошковский – умный, грамотный, стратегически мыслящий политик и предприниматель с собственными амбициями. Но именно наличие в списках оппозиционной партии Хорошковского определяет будущее этой политической силы: в окружении Порошенко боятся Хорошковского, видя в нем опасного конкурента, и сделают все, чтобы эта политическая партия не прошла в парламент.

Вторая оппозиционная политическая сила – партия «Оппозиционный блок». Она возникла непосредственно перед выборами как следствие объединения ряда личностей, ранее входивших в другие проекты. В списках «Оппозиционного блока» мы видим таких ярких лидеров, как экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко, экс-вице-премьер Александр Вилкул, бывший губернатор Кировоградской области Сергей Ларин, бывший министр социальной политики Наталья Королевская и многие другие. Наличие в списках «Оппозиционного блока» известного политика Сергея Левочкина (которому приписывают чуть ли не роль «серого кардинала» украинской политики) серьезно повышает шансы проекта на прохождение в парламент. И дело не в «энигме» Левочкина – весной 2014 года Левочкин оказал неоценимую услугу Петру Порошенко, выступив посредником в переговорах последнего с одним из вероятных кандидатов на пост президента Украины Виталием Кличко. Переговоры в Вене, проходившие при посредничестве Левочкина, фактически привели к тому, что у Порошенко не было сильных конкурентов, Кличко влился в его команду и президентские выборы были выиграны в первом туре. Если сегодня проект, в котором участвует Левочкин, вдруг не попадет в Раду, Порошенко могут заподозрить в политической нечистоплотности и расправе с бывшими союзниками. Тем более что социологи говорят о возможности прохождения «Оппозиционного блока» в парламент.

Параллельно нынешний лидер Партии регионов Борис Колесников, решивший не идти на парламентские выборы, выступил с идеей создания оппозиционного правительства, презентация которого состоится в ближайшее время. Наличие в украинской политической жизни таких инструментов влияния, как оппозиционная фракция и оппозиционное правительство, может стать залогом формирования структурированной и действенной оппозиции в Украине. Ведь все понимают: без оппозиции любой демократ превращается в тирана. Даже если фамилия демократа – Порошенко.

Кстати, Порошенко может быть заинтересован в прохождении в парламент оппозиции, представляющей Юг и Восток Украины, еще по одной причине: он знает, что без представительства мятежных регионов невозможен устойчивый мир в стране. Он хорошо помнит историю США – война за независимость Штатов начиналась с лозунга: «Нет налогам без представительства в парламенте!». Недопредставленность восточных регионов в украинском парламенте может грозить новой волной сепаратизма – по примеру североамериканских штатов. Именно поэтому украинское руководство будет вынуждено идти на компромисс с восточными элитами.

И намного проще найти компромисс с людьми, обвиняемыми в причастности к команде Януковича и подвергаемыми сегодня обструкции и люстрации, чем с теми, кто сегодня представляет так называемые ДНР и ЛНР. Президент не один год знает лично тех, кто еще вчера представлял Партию регионов и был олицетворением Востока, но он не знает Захарченко, Пушилина, Безлера, Мозгового или других полевых командиров Донбасса. Лучше иметь дело с цивилизованной оппозицией, чем с непредсказуемым украинским «Талибаном», который (чем черт не шутит) может прийти на смену украинским хунвейбинам.

Киев



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
632
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1313
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1145
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2193

Другие новости