0
19135
Газета Печатная версия

28.06.2020 16:32:00

Знают ли в России Центральную Азию?

Представления о регионе устарели и мало соответствуют действительности

Фарход Толипов

Об авторе: Фарход Толипов – директор негосударственного научного учреждения «Караван знаний», Ташкент, Узбекистан.

Тэги: центральная азия, казахстан, кыргызстан, таджикистан, туркменистан, узбекистан, региональная интеграция, конфликты, рф, внешняя политика, сша


центральная азия, казахстан, кыргызстан, таджикистан, туркменистан, узбекистан, региональная интеграция, конфликты, рф, внешняя политика, сша Збигнев Бжезинский: Америка слишком далека, чтобы доминировать в Центральной Азии, но слишком могущественна, чтобы не быть вовлеченной, а Россия слаба, чтобы доминировать в этом регионе, но слишком близка, чтобы ее не замечать. Фото со страницы министра обороны США в Flickr

Казалось бы, что за вопрос: нигде в мире, наверно, так хорошо не знают Центральную Азию, как в России. Со времен царских завоеваний и в годы советской власти этот регион был изучен, как говорится, вдоль и поперек. Но вот уже почти треть века прошло, как распался Советский Союз, и кажется, что российские эксперты, а вместе с ними и политики либо демонстрируют плохое, поверхностное знание стран Центральной Азии, либо намеренно искажают суть событий и процессов, происходящих в их взаимоотношениях. Искомые пять стран – это Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Общеизвестно, что с первых лет независимости в мировой аналитической литературе, прессе и даже среди обычных людей, в том числе в самих странах Центральной Азии, бытует устойчивое представление о пресловутом неоимперском подходе в политике России по отношению к этим странам. До сих пор практически не было серьезных, так сказать, опровержений такого подхода со стороны российских экспертов и политиков. Напротив, можно привести немало заявлений официальных лиц РФ, материалов СМИ, научных и аналитических статей, проводящих и обосновывающих мысли, которые можно оценить как тенденциозные, или отражающие неоимперские амбиции.

Почему же так устойчивы представления о политике РФ в Центральной Азии? Что на самом деле думают в России о странах и народах этого региона? Оправдались ли почти за три десятка лет прогнозы, утверждения, ожидания российских аналитиков относительно характера и динамики развития Центральной Азии? Коротко на эти три вопроса я бы ответил следующим образом. На первый вопрос: потому что Россия сама дает повод для появления таких представлений о ее политике. На второй вопрос – что Центральная Азия как часть постсоветского и евразийского пространства находится в сфере исключительного российского влияния. На третий вопрос: нет, почти не оправдались.

Разберем лишь несколько примеров. Иллюстративный пример – риторика сферы влияния. Сравнение публикаций в российских аналитических и медийных изданиях с публикациями, например, в американских (европейских или китайских) официальных и экспертных источниках показывает, что утверждения в той или иной форме о нахождении Центральной Азии в сфере российского влияния заметно контрастируют с западными утверждениями о поддержке независимости и утверждениями об отсутствии намерений западных держав установить свою гегемонию в данном регионе. Но именно в этих намерениях чаще всего подозревают США в России.

Понятие «американское присутствие в регионе» стало некой мантрой российских СМИ и экспертов. Можем ли мы говорить о российском присутствии так же, как говорим об американском или другом? Должны ли мы российское присутствие воспринимать как само собою разумеющееся, а американское рассматривать как нечто неприемлемое или чуждое – с точки зрения независимости и суверенитета? На эти вопросы в России могут ответить в одном смысле, в Америке – в другом, а в странах Центральной Азии – даже в третьем.

Надо заметить, что риторика сферы влияния свойственна державам, но не малым странам. Мы не говорим о сфере влияния Узбекистана, Казахстана или Кыргызстана и т.д. Поэтому эта риторика не может не ставить малые страны в деликатное положение маневрирования или выбора между великими державами и поиска каких-то мифических формул балансирования. Державы редко присматриваются к интересам малых стран и чаще рассматривают их в контексте взаимного геополитического соперничества.

Уместно вспомнить выражение американского политолога Збигнева Бжезинского, выдвигавшего концепцию геополитического плюрализма. Он писал, что «Америка слишком далека, чтобы доминировать в этой части Евразии, но слишком могущественна, чтобы не быть вовлеченной… Россия слишком слаба, чтобы восстановить свое имперское доминирование над регионом либо исключить такое доминирование других держав, но она слишком близка и сильна, чтобы ее исключать». А как бы ответили в России на эту формулу?

О наличии пережитков советского или имперского прошлого в российских подходах к Центральной Азии говорит также интерпретация внутренних проблем в регионе. В российских экспертных и официальных кругах преобладают представление о конфликтогенности отношений между странами региона и убеждения о необходимости посредничества со стороны России в решении пограничных, водных и других проблем. Любой незначительный пограничный инцидент, например наподобие недавнего на кыргызско-таджикской границе, непременно находит отклик в России, вплоть до предложения посреднических услуг «конфликтующим сторонам». При этом почти никто не замечает одного важного фактора, а именно: на протяжении всего прошедшего периода с момента обретения независимости подобных инцидентов было немало, но они ни разу не востребовали державного посредничества именно в силу того, что были эпизодическими и малой интенсивности.

Возьмем вопрос о региональной интеграции в Центральной Азии. Если в западных аналитических и политических кругах преобладает представление о самоценности региона и важности его интеграционной перспективы, то в российских аналитических и политических кругах преобладает иное видение Центральной Азии как неотъемлемой части Евразии. В России больше привержены позиции, что если и говорить о центральноазиатской интеграции, то только вместе (или под эгидой) с Россией. Не случайно в настоящее время Кремль усердно проводит идею и модель евразийской интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). О самостоятельном региональном объединении центральноазиатских стран в России практически не говорят или рассуждают о нем со скептическими интонациями.

Важно также обратить внимание и на представления об угрозах безопасности, как часто в России артикулируют «угрозы с юга». Многие наблюдатели и эксперты (и не только в России) воспринимают Центральную Азию как какой-то очаг или источник религиозного экстремизма и терроризма. На протяжении прошедшего периода преобладали прогнозы, что страны региона не справятся сами с этими угрозами без помощи сильной державы. Однако опыт борьбы стран региона с этими угрозами показал, что они не только способны самостоятельно справиться с ними, но и могут наладить региональное сотрудничество (вплоть до создания совместного штаба по проведению контртеррористической операции).

Наконец, надо заметить, что в отношении региона Центральной Азии у РФ до последнего времени не была сформулирована четкая стратегия. Такая специальная стратегия имеется у Европейского союза, у США, но не у РФ, что также, возможно, отражает далеко не приоритетное значение данного региона в российской внешнеполитической концепции.

В этой небольшой статье лишь тезисно обозначены некоторые наиболее важные проблемы, которые побудили поставить тот вопрос, которым она озаглавлена. В заключение хотелось бы обратить внимание на некоторую стагнацию в исследованиях и представлениях о Центральной Азии в российских экспертных и политических кругах, которая становится причиной появления вышеупомянутых и других мифов о регионе, его странах и народах. Складывается такое впечатление, что российские эксперты создали для себя некую интеллектуальную комфортную зону, повторяя из года в год, из статьи в статью устаревшие, неподтвержденные, упрощенные и тенденциозные суждения в черно-белых тонах.

Поэтому я считаю, что некоторым российским аналитикам следует критически пересмотреть (или скорректировать) свои подходы по меньшей мере по трем позициям: 1) самостоятельная интеграция стран Центральной Азии – допущение, признание и неискажение внутрирегионального единства и общности стран; 2) миф о конфликтогенности региона – признание мирного характера региональных взаимоотношений и способности стран Центральной Азии самостоятельно решать региональные проблемы; 3) перманентный геополитический взгляд на регион – отказ от устаревшей риторики «Большой игры» и подозрений о наличии вызова России со стороны центральноазиатских государств. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
1036
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
732
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
761
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
775

Другие новости