0
1349
Газета Экономика Печатная версия

02.09.1999

Бюджет "полной катастрофы"

Тэги: бюджет Касьянов Генералов


ЕСТЬ ВСЕ основания полагать, что обсуждение бюджета России на 2000 г. в очередной раз пройдет в худших традициях взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти. Точнее, в режиме аврала. Не успело правительство внести свою редакцию главного финансового документа страны в Госдуму, как из нижней палаты парламента посыпался шквал критических реплик в адрес Министерства финансов. Первыми свои антибюджетные настроения поспешили обнаружить лоббисты нефтяного сектора.

Главные претензии высказавшихся на эту тему представителей ТЭКа сводятся к тому, что реализацию основной части доходов бюджета призваны обеспечить нефтяные компании, причем без достаточных компенсаций в его расходной части. Так, председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Владимир Гусев заявил, что правительственный вариант предусматривает всего 8 млрд. руб. инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что для обслуживания потребностей всех производящих отраслей этого явно недостаточно. Отсюда, по мнению Гусева, следует, что бюджет "получит отпор всех нормальных людей", а его принятие будет "полной катастрофой".

Если продолжить логику депутата от ЛДПР, можно прийти к выводу, что внутренние капиталовложения в топливно-энергетический блок, в том числе в геологоразведку и нефте- и газодобычу существенно сократятся. Кстати, уместно напомнить что за 8 лет после распада СССР объемы добываемой нефти сократились примерно с 500 до 300 млн. тонн в год. Что за этим последует, предположить несложно: дальнейшее сокращение разведанных сырьевых ресурсов, развитие ситуации с недогрузкой перерабатывающих заводов, падение производства нефтепродуктов. Кстати, по мнению члена депутатской группы "Российские регионы" Владимира Медведева, реализация правительственного проекта бюджета приведет к сокращению добычи нефти и газа на 20-30%.

Автором других антиминфиновских аргументов, раздающихся из топливно-энергетической среды, стал экс-министр топлива и энергетики, а ныне директор Центра стратегических исследований в ТЭКе Сергей Генералов, который и поделился ими с журналистами. Его первая, скорее политическая, нежели экономическая, претензия касалась хода подготовки бюджета. По его словам, Министерство финансов готовило свой проект без учета мнений Минэкономики, Минтопэнерго и других ведомств.

Главной же экономической претензией Сергея Генералова является то, что, по его мнению, в доходной части бюджета заложена серьезная налоговая реформа нефтяной отрасли. Речь идет о прописанной в бюджете замене налога на реализацию ГСМ, выплачивавшегося до сих пор нефтеперерабатывающими заводами, так называемым акцизом на бензин, который будет взиматься с нефтяных компаний. И хотя формально объем поступлений от придуманной Минфином налоговой рокировки никак не изменится - в тексте бюджета в обоих случаях они составляют 14,7 млрд. руб., фактически, по словам Генералова, это новшество обойдется компаниям несколько дороже - в 15,8 млрд. с учетом НДС. Так что заявление министра финансов Михаила Касьянова о том, что рост доходов предполагается обеспечить не за счет введения новых налогов, а благодаря повышению их собираемости, в отношении нефтяного сектора, верно лишь отчасти.

Не содержится в бюджете и внятных механизмов решения проблемы топливного кризиса. Предложенные Минфином меры, в том числе и увеличение экспортной пошлины на сырую нефть до 7,5 евро за тонну, а дизтопливо и мазут до 10-12, по словам Генералова, не приведут к достаточному насыщению внутреннего рынка нефтепродуктов, поскольку даже в этом случае рентабельность внешнеторговых операций по-прежнему остается довольно высокой. Что же касается введения запретительных пошлин на бензин в размере 20 евро за тонну, то это вкупе с введением акцизов на бензин или других новых налогов моментально скажется на цене моторного топлива. Тем более что на бензоколонках о картельном соглашении забыли почти сразу после его подписания. Из чего, по мнению Сергея Генералова, следует, что для страны это будет бюджет "голодной осени" и "холодной зимы".

Решение правительства о повышении экспортных пошлин на сырую нефть до 10 евро за тонну при условии, что мировая цена на черное золото в среднем будет выше 17 долл. за баррель, также не способствует сдерживанию внутренних цен на нефтепродукты. Достаточно сказать, что представители всех опрошенных "НГ" компаний заявили о своем негативном отношении к решению исполнительной власти. Впрочем, судя по прогнозам аналитиков ОПЕК, в ближайшее время мировая цена российской нефти скорее всего упадет до 15-16 долл., поскольку по политическим причинам страны, входящие в мировой картель, вероятно, не смогут в полном объеме выполнить свои обязательства по сокращению производства. Но решающую роль здесь могут сыграть даже не столько экономические, сколько психологические мотивы.

В довершение ко всему экс-глава Минтопэнерго предположил, что налоговая реформа в ТЭКе может вызвать серьезные возражения со стороны мировых финансовых институтов, которые еще в начале этого года настаивали на упрощении фискальной системы. Собственно, еще до отставки Сергея Генералова такая попытка была предпринята. Тогда предполагалось, что число налогов на нефтяные предприятия серьезно сократится и будет включать в себя всего три - на недра, на прибыль, а также спецналог на прибыль. Однако сейчас реализация требований мировых финансовых институтов поставлена под вопрос. Из чего Генералов делает вывод, что у правительства могут возникнуть серьезные проблемы - с надеждами на получение кредитов "если не МВФ, то по крайней мере Мирового банка можно распрощаться".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org