0
1015
Газета Экономика Интернет-версия

14.03.2000 00:00:00

Время определить стратегию

Сергей Митрохин

Об авторе: Сергей Сергеевич Митрохин - депутат Госдумы от фракции "ЯБЛОКО".


Рисунок Вадима Мисюка

КРИЗИСНОЕ состояние села очевидно и признается всеми. В связи с этим нет необходимости сопоставлять характеристики кризиса в программах кандидатов на президентский пост. Но есть смысл хотя бы кратко рассмотреть пути выхода АПК из кризиса, которые предлагаются наиболее вероятными претендентами на кресло главы государства.

Позиция КПРФ по вопросам, вынесенным в подзаголовок, хорошо известна. Сельское хозяйство нуждается в постоянной масштабной помощи со стороны государства. Что же касается земли, то дальше права наследования занятий сельскохозяйственным производством коммунисты не идут. За этим стоит право пожизненного распоряжения землей, но категорическое возражение против изъятия ее из сельскохозяйственного оборота при продаже. По этой причине они вместе со своими сторонниками блокируют принятие Земельного кодекса.

Коммунисты и аграрии слишком сильно зациклены на вопросе о диспаритете цен, имея в виду, что цены на сельхозпродукцию за период реформ росли в несколько раз медленнее, чем на ресурсы, потребляемые сельским хозяйством. При этом совершенно не учитывается, что диспаритет цен - только симптом серьезной болезни нашей экономики и надо искать первопричину возникновения и постоянного воспроизводства этого диспаритета. В связи с этим вроде бы напрашивающееся предложение о немедленном снижении тарифов на электроэнергию и на грузовые перевозки, включенное Геннадием Зюгановым в перечень первоочередных мер, не выдерживает критики. Для своевременного обновления мощностей энергетике требуются огромные финансовые ресурсы. В этих условиях снижение тарифов приведет к катастрофическим последствиям и для самой отрасли, и для ее смежников. Шахтеры выйдут на рельсы, энергетики объявят голодовки.

Проблема нарушения эквивалентности обмена между секторами экономики не может быть решена с наскока, механическим исправлением соотношений цен и тарифов. Любой руководитель независимо от приверженности к Центру или к флангам политического спектра при попытках преодоления кризиса рано или поздно вынужден будет заниматься устранением деформаций цен. Но добиться в этом успеха можно, только опираясь на тщательно разработанную аграрную программу, которой у Зюганова, по-видимому, нет.

Путин своей программы пока не предъявил. Но некоторые действия его правительства вызывают большие вопросы. Так, например, выглядит весьма сомнительным намерение правительства решить задачу обеспечения села техникой за счет получения крупного кредита (речь идет о миллиарде долларов) на поставки ее в Россию от американских компаний. В этом случае дополнительные рабочие места возникнут там, а у нас - колоссальные затраты на сервисное обслуживание иностранной техники и "приятная" тяжесть роста внешнего долга.


О СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

У Григория Явлинского есть собственная, "яблочного" изготовления, система взглядов на решение земельной и аграрной проблем. По традиции "ЯБЛОКО" весьма деликатно относится к вопросу о праве продажи земель сельскохозяйственного назначения, не без оснований опасаясь, что при остром дефиците финансовых ресурсов на селе право продажи станет вторым изданием приватизации.

Лидер "ЯБЛОКА" предлагает вести земельную реформу постепенно, на основе тщательно разработанного земельного законодательства, с учетом региональных особенностей и мнения большинства населения. При этом он настаивает на ряде ограничений при продаже земли - сельскохозяйственные земли используются по назначению, их запрещается покупать иностранцам, на региональном уровне устанавливаются сроки, в течение которых не может быть осуществлена перепродажа земли. Вовлечению земли в рыночный оборот должно предшествовать создание инфраструктуры земельного рынка - государственного земельного кадастра, институтов оценки, механизмов продажи, залога (ипотеки), аренды и страхования земли.

Проблему сокращения пашни и поголовья скота может решить только гарантированный государством объем закупок сельскохозяйственной продукции, производимый в рамках Федеральной контрактной системы, инициатором создания которой выступает Григорий Явлинский. Механизм федерального контракта, предусматривающий четкие гарантии выполнения обязательств госзаказчиком и подрядчиком, позволит обеспечить на конкурсной основе предоставление сельхозпредприятиям техники и под поставки части урожая в государственный продовольственный резерв.

Григорий Явлинский считает целесообразным принятие целевой программы по обеспечению аграрного сектора сельхозтехникой. В противном случае, по его мнению, страна может остаться без продовольственных ресурсов быстрее, чем будут реализованы меры по устранению диспропорций в доходности разных секторов экономики. Сильным аргументом в пользу такой программы выступает тот факт, что при ее реализации выделяемые селу комбайны и тракторы дойдут до поля, тогда как выделяемая ныне финансовая помощь растаскивается по дороге уполномоченными банками и администрациями разных уровней.

Кроме того, Явлинский считает возможной организацию производства современной качественной сельхозтехники на избыточных мощностях предприятий ВПК в процессе конверсии.

Наконец, нельзя умолчать еще об одной позиции Явлинского и "ЯБЛОКА". Речь идет о неоднократно поднимавшемся вопросе о пресечении произвола губернаторов, вводящих административные запреты на вывоз сельхозпродукции из своих регионов. Совершенно очевидно, что в первую очередь от этих мер страдает сельхозпроизводитель, которому региональная власть запрещает продавать свою продукцию там, где он хочет, вынуждая сбывать ее государству по заведомо низким ценам. Интересно, что коммунисты и аграрии, на словах радеющие за интересы сельских тружеников, ни разу не поставили вопрос об их защите от губернаторского произвола. Видимо, сказываются теплые отношения, связывающие левые фракции с губернаторами сельскохозяйственного "красного пояса". Отношения эти настолько теплы, что при одном воспоминании о них тревога о "диспаритете цен" мгновенно испаряется.

Парадоксальным образом исполнителями этих антиконституционных запретов являются сотрудники МВД. Это одна из причин, по которой Григорий Явлинский считает первоочередной задачей нового президента России наведение порядка в федеральных силовых структурах, которые должны быть выведены из-под контроля губернаторов. В этом случае приказы о запрете вывоза зерна исполнять будет просто некому. Для самих губернаторов, практикующих подобные методы, в программе Явлинского припасена другая мера: отстранение от должности за систематическое нарушение закона.


ДОРОГА В НИКУДА ИЛИ НЭП

Есть много других экономических проблем, каждая из которых важна и сама по себе, и как звено в комплексе предлагаемых способов решения. Это вопросы налоговой реформы, перестройки бюджетного процесса, реорганизации и оздоровления банковской системы, повышения жизненного уровня населения и т.д. При все желании рассмотреть их все, ставя плюсы и минусы программам кандидатов, в одной публикации невозможно. Оставив эти вопросы "за скобками", попробуем подвести итоги и высказать свое отношение к намерениям претендентов на кресло главы государства.

Остроты системного кризиса, выдвигающего все новые и новые проблемы, не видит только слепой.

Путин, явно переоценивающий устойчивость нынешней ситуации, намерен выяснить, "в чем сидит корень наших поражений и просчетов". Он считает, что время есть и начать следует с изучения ресурсного потенциала ("большая инвентаризация страны").

В отличие от него Явлинскому корни ясны и подробно проанализированы в программе "ЯБЛОКА". Он считает, что сложившаяся система криминально-олигархического государства не поддается ремонту, необходим решительный поворот к реформам для большинства.

Необходимо понимать, что в марте у страны будет последний шанс начать движение вверх из развалин ельцинского десятилетия.

Если судить о намерениях Владимира Путина в экономической сфере не только по декларациям в открытом письме к российским избирателям, но и по действиям правительства на протяжении последних месяцев, предлагаемый Путиным путь - увы, дорога в никуда. По мере исчерпания остатков ресурсного потенциала этот курс будет неизбежно приводить к усилению административного нажима с нулевой эффективностью для страны.

Запас прочности, выручавший экономику России на протяжении последних 10-15 лет, не поддается оценке. По мнению авторитетных ученых (доклад РАН "Россия, 2015 год"), его хватит лишь при благоприятных условиях (урожайный год, хорошая конъюнктура на рынках для российского экспорта и т.п.) еще на 1-3 года. Именно поэтому вызывает сомнения реалистичность программы Геннадия Зюганова, слишком высоко обещающего ресурсный потенциал и способности населения к самоограничениям. Явлинский же делает ставку на нэп, который спас в свое время страну после разрухи Гражданской войны. Эта идея заслуживает внимания и поддержки.

Как всегда, по российской традиции выбирать приходится не из того, что надо и хочется, а из того, что есть.

В этом плане первое, что надо отвергнуть, - это притязания Путина на руководство страной. Президентский срок - 48 месяцев. За шестую часть этого срока, в течение которого Владимир Путин уже руководит страной, не сделано ничего, что могло бы содействовать восстановлению экономики. Более того, отдельные действия правительства свидетельствуют о намерении повторять ошибки прошлого периода. На этом фоне позитивные намерения выглядят не более как декларации, никого ни к чему не обязывающие.

Программа Зюганова преследует цели, которые большая часть населения не может поддержать. Реализация программы КПРФ задержалась на несколько лет. Чтобы эта мысль была правильно понята, воспользуемся образным сравнением. Сегодня ствол нашего экономического дерева лечить поздно, на нем слишком глубоки раны и много мертвых сучьев. Он не выдержит первого порыва ветра.

Остается программа Григория Явлинского. Преследуя те же цели, она не настроена на лечение ствола. Удастся сохранить ствол - хорошо, не удастся - вырастим новый из побегов, которые даст нэп.

Программатика трех кандидатов укладывается в простую схему: стратегия ноль, стратегия минус, стратегия плюс.

Какую из этих стратегий изберет российское общество, мы точно узнаем 26 марта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
775
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
815
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1066
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
774

Другие новости