0
1915
Газета Экономика Интернет-версия

04.11.2000 00:00:00

Стабилизация потребительского спроса настораживает

Тэги: ВВП, промышленность, машиностроение


Развитие экономики в третьем квартале прошло под знаком стабилизации, охватившей как производство, так и конечный спрос.

Еще в конце первого полугодия наметились явные признаки исчерпания промышленного подъема. Это выразилось, в частности, в резком замедлении динамики выпуска промышленной продукции: если в первом квартале среднемесячные темпы его прироста, с исключением сезонного и календарного факторов, составляли 1,4%, то во втором квартале - всего 0,6%. В третьем квартале темпы прироста промышленного производства упали до нуля.

Особенностью второго полугодия стало распространение стабилизации с производства товаров на внутренний конечный спрос. С учетом сезонного фактора его среднемесячные темпы прироста упали с 1,4% в первом квартале и 1,0% во втором квартале до 0,1% - в третьем - главным образом вследствие прекращения роста инвестиций.

Отмеченные изменения базовых тенденций имеют фундаментальный характер. Они отражают качественные изменения модели экономического развития, произошедшие в течение 1999-2000 годов.

В период экономического оживления, начавшегося в октябре 1998 года, можно выделить две фазы экономического подъема (см. табл.).

Первая фаза подъема - с октября 1998-го по июнь 1999 года - характеризовалась интенсивным промышленным ростом с темпом 2,3% в среднем за месяц (сезонный и календарный факторы устранены). При этом конечный спрос - как внутренний, так и внешний - в целом имел тенденцию к снижению.

И по динамике, и по структуре промышленный подъем имел отчетливо выраженный восстановительный характер, компенсируя спад производства в мае-сентябре 1998 года. Его "локомотивами" в этот период стали:

- импортозамещение, возможности которого были обусловлены как девальвацией рубля, так и ослаблением основных затратообразующих факторов (снижением относительных цен на продукцию естественных монополий и реальной заработной платы);

- инвестиции предприятий в запасы материальных оборотных средств (так, если в четвертом квартале 1998 года норма накопления запасов составляла минус 17,3% ВВП, то в первом квартале 1999 года - уже минус 2,3% ВВП, а во втором квартале - плюс 0,8% ВВП).

Основной вклад в прирост промышленной продукции внесли машиностроение (45%) и сырьевые отрасли (29%) при весьма умеренной роли потребительских отраслей (18%). Исчерпание потенциала поверхностного импортозамещения обусловило прекращение подъема в середине прошлого года. Темпы прироста промышленного производства снизились до стагнационного уровня - 0,5% в месяц (сезонность устранена).

Вторая фаза подъема, начавшаяся в ноябре 1999 года, была связана в отличие от первой не с импортозамещением, а с волной расширения внутреннего и внешнего конечного спроса. Возобновившийся промышленный рост составил в среднем 1,1% в месяц (сезонный и календарный факторы устранены).

Ключевой момент состоял в том, что различные сегменты российской промышленности смогли "зацепиться" за расширение конечного спроса, хотя и в весьма неодинаковой степени. Рост промышленной продукции за семь месяцев (108,3%, сезонность устранена) почти совпал с масштабами расширения внутреннего конечного спроса (109,7%) и экспорта (110%). Во внутреннем спросе оживление опиралось на повышение реальных доходов населения (на 1,7% в месяц) и возросшие за предшествующий период доходы предприятий. Рост внешнего спроса был связан прежде всего с резко улучшившейся конъюнктурой мирового рынка.

Машиностроение осталось ведущим сектором экономики, обеспечившим промышленный подъем. Выпуск его продукции возрос на 11% (сезонный и календарный факторы устранены), что дало почти треть общего прироста в промышленности. Такой результат был достигнут главным образом за счет того, что инвестиционное машиностроение смогло эластично отреагировать на инвестиционный подъем, наблюдавшийся в этот период. Рост выпуска инвестиционных товаров (оборудование и мобильная техника) в первом полугодии составил 113% по сравнению с предшествующим годом, а инвестиций в основной капитал - 117%. Существенную роль также сыграло расширение машиностроительного экспорта, составившее за семь месяцев 119% (по стоимости, сезонность устранена).

Потребительские отрасли резко усилили свою роль - их вклад в суммарный прирост промышленной продукции увеличился по сравнению с первой фазой подъема почти в два раза - до 32%. Темп роста их продукции (114%, сезонность устранена) более чем вдвое превысил индекс оборота розничной торговли (106%), что свидетельствует об использовании потребительскими отраслями остаточного потенциала импортозамещения.

Сырьевой сектор (ориентированные на экспорт отрасли) оказался в фокусе двух противоположных факторов, влиявших на формирование его производственной программы. С одной стороны, рост сырьевого экспорта, составивший за этот период 109% (сезонность устранена), обусловил соответствующее расширение спроса на продукцию сырьевых отраслей. С другой - начиная с конца 1999 года возобновилось сокращение запасов материальных оборотных средств. Норма накопления запасов (в % к ВВП) составила: в четвертом квартале - минус 8,4%, в первом квартале 2000 года - минус 2,8%, во втором квартале - минус 2,1%. Наряду с увеличением промежуточного спроса эти факторы определили достаточно узкое пространство расширения выпуска сырьевых товаров - 105% за семь месяцев, - что обусловило четверть общего прироста промышленной продукции.

Фаза стабилизации, наступившая с июня, по-видимому, отражает исчерпание энергии промышленного подъема. Параллельно с экономическим оживлением в российской экономике с разной интенсивностью развиваются восстановительные процессы, отражающие спонтанный возврат к прежним докризисным (середина 1998 года) пропорциям системы цен и распределения первичных доходов:

- опережающий рост цен на первичные ресурсы (энергоносители, услуги транспорта ), наблюдавшийся в течение всех трех кварталов 2000 года;

- устойчивый начиная с конца первого квартала рост реального валютного курса рубля, составивший в целом за январь-октябрь более 12%;

- опережающий рост реальной начисленной заработной платы. Ее повышение за три квартала составило около 30% (по отношению к декабрю 1999 года, сезонность устранена) при росте ВВП на 11% - что, с одной стороны, поддерживает динамику потребительского спроса, но с другой - снижает доходы предприятий.

Эти процессы негативно влияют как на динамику конечного спроса, так и на способность предприятий реагировать на его расширение. Их развитие ведет к тому, что финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий постепенно ухудшаются.

На макроуровне это проявляется в том, что доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в ВВП неуклонно снижается: в третьем квартале 1999 года она составляла 46,7% ВВП, в четвертом - 41,6%, в первом квартале 2000 года - 41,4%, во втором квартале - 36,6%. На микроуровне опросы руководителей предприятий, проводимых Центром экономической конъюнктуры (ЦЭК), свидетельствуют о том, что в сентябре и октябре прекратилось повышение прибыли в промышленности.

В результате в российской экономике возник эффект торможения, который действует сразу по трем направлениям:

- прекращение роста инвестиций, в составе источников финансирования которых более 50% составляют собственные средства предприятий (в промышленности - более 70%);

- сокращение запасов материальных оборотных средств из-за постепенно ухудшающегося состояния оборотного капитала;

- стабилизация и некоторое снижение физического объема экспорта вследствие роста затрат производителей и повышения реального валютного курса рубля.

Указанные три компоненты (инвестиции в основной капитал, накопление запасов и экспорт) составляют около половины конечного спроса на товары. Поэтому, несмотря на то что в июне-сентябре динамика оборота розничной торговли практически не снизилась по сравнению с предшествующей фазой подъема (соответственно 0,8% и 0,7% прироста в среднем за месяц, сезонность устранена), стабилизации инвестиций (минус 0,5% в месяц) и снижения экспорта (минус 1%) оказалось достаточно, чтобы промышленный подъем прервался.

Наряду с отмеченными конъюнктурными процессами проявились и более глубокие ограничения промышленного подъема. Значимым фактором, ограничивающим промышленный рост, становится недостаток оборудования на предприятиях. На него в сентябре указывали 20% опрошенных руководителей предприятий.

Однако сложившаяся ситуация входа в стагнацию еще далека от того, чтобы быть необратимой.

До сих пор монетизация экономики была связана в основном с внешнеэкономической деятельностью предприятий (продажа части валютной выручки экспортеров в резервы Банка России сопровождается денежной эмиссией, которая затем перераспределяется по цепочкам хозяйственных связей). В перспективе поддержание монетизации в решающей мере будет зависеть от банковской системы.

Следует отметить, что, хотя кредиты в реальном выражении и имеют тенденцию к росту, в целом банковская система еще не готова к масштабному расширению кредитования предприятий. Причины этого лежат как на банках (низкий уровень капитализации, недостаток "длинных" ресурсов и др.), так и на предприятиях (сохранение высоких рисков). По отношению к сектору нефинансовых предприятий банковская система выступает в качестве чистого заемщика: за январь-август 2000 года прирост средств реального сектора, привлеченных коммерческими банками (без учета Сбербанка), составил 135 млрд. руб., а прирост заемных средств, предоставленных банками реальному сектору - только 103 млрд. руб.

Позитивный (ожидаемый) вариант развития тенденций в краткосрочной перспективе (2001 год) связан с реализацией следующих предпосылок:

- мобилизация имеющихся резервов роста инвестиций прежде всего за счет вовлечения сбережений предприятий и населения в их финансирование и сокращение вывоза капитала;

- снижение относительных цен на товары и услуги естественных монополий;

- дальнейшая монетизация хозяйственного оборота (вытеснением неплатежей и бартера), связанная прежде всего с расширением спроса предприятий на деньги;

- расширение реальных объемов банковского кредитования нефинансовых предприятий;

- умеренное снижение цен на нефть до уровня не ниже 23-24 долл. за баррель в среднем за год.

При реализации этих предпосылок можно ожидать, что уже в начале следующего года возобновится промышленный подъем и эта фаза продлится не менее пяти-шести месяцев. Годовой индекс промышленного производства в 2001 году составит 104,6-105%. Оборот розничной торговли и инвестиции будут расти с опережающим темпом (соответственно 105,5- 105,9% и 106,5-106,9%), однако все увеличивающаяся часть спроса будет покрываться за счет импорта.

Сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры мировых рынков сырья будет способствовать стабилизации экспорта на высоком уровне (98-100 млрд. долл.) и соответственно сохранению сальдо торгового баланса в объеме 50-51 млрд. долл. Это с большой вероятностью приведет к дальнейшему укреплению рубля: при инфляции в размере 117-118% рост обменного курса прогнозируется на уровне 110-112%. Предотвращение еще большего разрыва между динамикой цен и валютного курса потребует от Банка России чистых покупок валюты на открытом рынке в объеме около 10 млрд. долл. за год. Даже с учетом возможного профицита бюджета в размере 1,5-2% ВВП (120-160 млрд. руб., из которых около 100 млрд. руб. может быть направлено на стерилизацию денежной эмиссии) расширение денежного предложения за год составит 135-137%. "Переварить" такое предложение денег без выхода годовой инфляции за пределы 120% экономика сможет только в случае адекватного расширения денежного спроса со стороны предприятий - в частности, снижения доли бартера до уровня 10-15%.

ВВП в рамках этого варианта прогнозируется в объеме 8050-8070 млрд. руб. - на 300-320 млрд. руб. больше, чем заложено в расчеты бюджета на 2001 год.

Негативный (инерционный) вариант развития в 2001 году связан с развитием существующих сегодня отрицательных тенденций. Их воздействие может быть усилено неблагоприятной конъюнктурой мирового рынка, в частности падением мировых цен на нефть до уровня ниже 20 долл. за баррель.

Сокращение сальдо торгового баланса приведет к значительному снижению объемов чистых закупок Банком России валюты на открытом рынке - до 3-4 млрд. долл. Прирост денежной базы составит 15-17%, что с учетом расширения денежных сбережений населения совершенно недостаточно для обеспечения новой фазы промышленного подъема. Такие условия предопределяют стагнацию: динамика промышленного производства за год составит всего 102,6-102,9%, оборот розничной торговли - 103-103,3%, инвестиции в основной капитал - 103,2-103,5%. Однако уровень инфляции будет ниже, чем в позитивном варианте, - он оценивается в 113-115%. Динамика валютного курса будет незначительно опережать рост цен (119-121%).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
911
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
839
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1528
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
715

Другие новости