0
1151
Газета Экономика Интернет-версия

10.06.2002 00:00:00

Большой шопинг

Тэги: торговля, комплекс


Москва переживает настоящий бум сооружения торговых новостроек. Люди уже готовы в массовом порядке тратить деньги в больших магазинах. Это доказано хотя бы опытом работы торгового центра "ИКЕА". Оборот одного только химкинского магазина этой сети за прошлый год оказался выше, чем во всех польских подразделениях "ИКЕА". Сейчас в Россию уже пришли практически все крупнейшие западные торговые гиганты, да и отечественные бизнесмены стараются не отстать от них. Главное, чтобы и те и другие смогли вовремя остановиться. Ведь уже сейчас понятно, что рынок торговых площадей не резиновый.

По данным компании AC Nielsen, занимающейся маркетинговыми исследованиями, если в 1999 году доля супермаркетов на розничном московском рынке составляла 4%, то в 2000 году - уже 8%. В прошлом году число подобных торговых точек выросло еще в полтора раза. Однако пока в целом по Москве на каждую сотню жителей приходится около 20 кв. м торговых площадей, тогда как в Праге - 141, Лондоне - 275, Париже - 398 кв. м. Причем, как отмечают эксперты, спрос на торговую недвижимость в Москве настолько велик, что будет удовлетворен только через 5-6 лет. Но уже сейчас строительство торговых суперкомплексов ведет такое количество фирм, что и они сами начинают бояться перенасыщения рынка.

Основной объем новостроек приходится на периферийные районы Москвы и Подмосковье. Известно, что 64 объекта торговли общей площадью 1,5 млн. квадратных метров уже находятся в стадии строительства или проектирования. И не секрет, что именно с деятельностью уже существующих и сооружающихся комплексов связывают свое благополучие местные власти. Например, правительство Московской области ожидает роста оборота розничной торговли уже в этом году на 18,2% по сравнению с прошлогодними 123 млрд. руб. В прошлом году губернатор Московской области Борис Громов и руководство французской сетевой компании Auchan подписали договор о сотрудничестве и строительстве в Подмосковье гипермаркетов в рамках проекта "Губернское кольцо". Французская группа компаний Auchan владеет 221 гипермаркетом и 523 супермаркетами в 12 странах. В 2000 году оборот группы составил 24 млрд. евро (22,7 млрд. долл.). Первый гипермаркет будет открыт в Мытищах к концу лета 2002 года, второй - 12 декабря 2002 года в Коммунарке на территории торгового комплекса рядом с магазином IKEA. Третий гипермаркет начнет работу в мае-июне 2003 года. Затраты на строительство каждого торгового центра составляют 30-40 млн. долл. Окупиться эти затраты должны через 5-6 лет, а в случае успешной деятельности магазинов пойдет речь о расширении сети магазинов Auchan в Москве и Московском регионе. Всего же в рамках программы "Губернское кольцо" планируется открыть 20 торговых комплексов вокруг МКАД. Причем помимо Auchan в качестве потенциальных инвесторов "Губернского кольца", возможно, выступят Metro AG и Carrefour-Promodes.

В конце сентября на пересечении МКАД и Волоколамского шоссе появится самый большой в мире магазин для богатых - "Сити молл". Площадь торгового комплекса составит 61 тыс. квадратных метров, так что покупателям придется передвигаться по нему на электромобилях. В строительство "Сити молла" уже вложено 40 млн. долл. Еще в 27 млн. долл. обойдется выставочный комплекс, а общая стоимость проекта, включая обустройство набережной, строительство гостиницы и речного вокзала, составляет около 150 млн. долл. Кроме того, владелец компании - фирма "Крокус Интернешнл" - ведет переговоры с "Мосметростроем" о своем финансовом участии в постройке станции метро Митинской ветки, которая пройдет прямо под самым большим в мире магазином для богачей. Однако аналитики весьма скептически относятся к перспективам "Сити молла", учитывая при этом посещаемость столичных бутиков и местонахождение будущего центра.

В Россию пришла и немецкая компания AVA Allgemeine Handelsgesellschaft der Verbraucher AG. AVA AG - розничная сеть, которая контролирует более 20% продуктового рынка Германии. Сейчас компания ведет строительство гипермаркета Marktkauf в подмосковном поселке Котельники вблизи от кольцевой автодороги. Это первый магазин компании за пределами Германии. Его площадь составит 26,5 тыс. квадратных метров, причем 70% ассортимента будет закупаться в России, а открытие ожидается уже этим летом. Инвестиции в проект составят от 20 до 30 млн. евро. Планируется, что на оборот в 50 млн. евро гипермаркет выйдет уже в год открытия, но приносить прибыль он начнет не раньше чем через восемь лет.

Московские власти тоже стараются не отставать от Подмосковья. В апреле прошлого года столичное правительство утвердило генеральную схему размещения торговых объектов городского значения до 2020 года. Этот документ предполагает появление в течение ближайших 20 лет в столице 300 новых крупных центров торговли общей площадью 6,3 млн. квадратных метров. В частности, строить новые магазины в Москве намерена шведская компания "Центрумутвеклинг". У себя на родине эта фирма построила 50% всех торговых центров, супермаркетов и крупных магазинов. В ближайшее время представители фирмы собираются провести переговоры с московским правительством о долговременном сотрудничестве и инвестициях в московскую экономику, а уже через несколько лет построить в столице несколько больших торговых площадок наподобие уже существующих супермаркетов "ИКЕА".

Чуть меньше месяца назад в столичном микрорайоне Отрадное открылся торговый центр "Золотой Вавилон". Он обошелся зарегистрированной на Кипре компании Wakelin Promotion в 35 млн. долл. Площадь комплекса - 39 тыс. квадратных метров. Основным арендатором стал торговый дом "Перекресток", открывший в "Вавилоне" свой первый гипермаркет площадью 7000 квадратных метров. Кроме того, в комплексе разместились магазины таких сетей, как МВидео, TJ Collection, ECCO и TATI, а также шестизальный кинотеатр компании "Луксор". В ближайшие два года планируется построить еще два аналогичных объекта - на месте рынка в Ясеневе и на площадке в Тушине, - причем владельцы "Вавилона" ожидают, что к этому моменту столичный рынок полностью насытится универсальными торговыми комплексами.

Такой же точки зрения на перспективы развития торговых центров придерживаются и в компании "Ингеоком", осуществляющей строительство, управление и ввод в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса "Атриум" неподалеку от Курского вокзала. Помимо этой площадки у "Ингеокома" есть еще четыре точки, где в принципе можно было бы построить аналогичные центры. Однако, чтобы не создавать ненужную конкуренцию для своего же "Атриума", компания в течение ближайших 2-3 лет собирается задействовать под строительство только две новые площадки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
273
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1449
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1350
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1242

Другие новости