0
1111
Газета Экономика Интернет-версия

08.07.2002 00:00:00

Рей Кларк: "Наша задача - сохранить на алмазном рынке стабильность"

Тэги: де бирс, кларк, алмазы, монополия


-Господин Кларк, полгода назад было подписано торговое соглашение между ЗАО "АЛРОСА" и "Де Бирс". Имеются ли какие-либо трудности в его реализации?

- Хотя торговое соглашение выгодно для обеих сторон, оно до сих пор не вступило в силу. Для того чтобы мы могли начать работать по условиям этого соглашения, оно должно быть одобрено комиссией по свободной конкуренции Евросоюза. Это, однако, не означает, что за прошедшие полгода мы не закупали алмазы у российской компании, но, подчеркиваю, закупки происходили вне рамок торгового соглашения. Между компаниями совершались обычные торговые сделки с алмазами, которые "АЛРОСА" экспортировала для продажи на внешнем рынке.

- Почему комиссия ЕС полномочна принимать решение по торговому соглашению двух компаний?

- В последние годы мы закупали половину объема ежегодной добычи ЗАО "АЛРОСА". Существенная часть алмазов, реализуемых DTC, а следовательно, и российские камни обрабатываются в гранильных центрах Европы. По-видимому, такова логика европейских чиновников. Немаловажным фактором является и то, что DTC находится в Лондоне, крупнейшем финансовом и экономическом центре Европы.

- Но хорошо известно, что подавляющее большинство ваших клиентов выступают за регулируемый рынок, который придает стабильность их работе.

- Вы абсолютно правы. Такое мнение участников алмазного рынка отражает его специфику. Это является немаловажным фактором в наших совместных с "АЛРОСА" усилиях по привлечению к этой специфике внимания тех людей, от которых зависит принятие решения.

Специфика заключается в том, что объем алмазов, ежегодно добываемых и поступающих на рынок, составляет незначительную часть того количества, которое там уже обращается. Алмазы в отличие от других товаров, таких, как автомобили, компьютеры, не ломаются и не выбрасываются, они вечны. Поэтому наша задача сохранить на этом рынке стабильность. Ведь люди, которые покупают ювелирные изделия с бриллиантами, хотят быть уверенными в надежности своих вложений, в том, что их собственность не пострадает от нестабильности рынка.

- Для стабильной работы в рамках соглашения российская сторона обещала пятилетнюю экспортную квоту ЗАО "АЛРОСА". Однако ее до сих пор нет.

- К сожалению, это так. Мы знаем, что сейчас "АЛРОСА" работает по экспортной квоте, выданной на 2002 год. Пятилетняя квота однозначно существенно облегчила бы наше сотрудничество с российской компанией. Как показывает прошлый опыт, первые месяцы каждого года "АЛРОСА" не могла осуществлять экспортные поставки в ожидании соответствующей квоты. Я думаю, что вопрос о пятилетней квоте будет решен после подписания президентом страны указа об обороте драгоценных камней, проект которого сейчас прорабатывается в правительстве.

- С появлением на мировом алмазном рынке новых игроков - Анголы, Канады - регулирующая роль "Де Бирс" ослабла. Как изменилась стратегия компании в новых условиях?

- Сейчас "Де Бирс" контролирует менее половины добычи алмазов, и уже много лет никто не говорит, что компания выполняет регулирующую роль на мировом рынке. Два года назад "Де Бирс" в корне изменила свою стратегию, отказавшись от контроля поставок алмазов на рынок. Основные усилия теперь направлены на увеличение спроса на них со стороны клиентов. Такая стратегия предполагает, чтобы клиенты, в свою очередь, способствовали увеличению сбыта бриллиантов и ювелирных украшений. Успех этой политики отразился в снижении уровня так называемых буферных запасов компании.

- Вполне очевидно, что "АЛРОСА" становится вертикально-интегрированной компанией - развернув массовое гранильное производство, на днях она создала ювелирную фирму. Часто в оправдание такой политики указывают на новую стратегию "Де Бирс". Насколько это обоснованно?

- Это неправильное восприятие стратегии нашей компании. Мы по-прежнему в настоящее время и в обозримом будущем ограничимся исключительно добычей и сбытом необработанных алмазов. Какие-либо планы по развитию собственного гранильного производства, созданию фирм по реализации ювелирных украшений в компании отсутствуют. Что касается нашего совместного предприятия De Beers - LVMH, то оно имеет право на использование нашей торговой марки и продвижение ее на рынок предметов роскоши. Мы не принимаем участия в его работе и не поставляем им алмазы. Продвижение брэнда "Де Бирс" на рынок ювелирных украшений будет способствовать появлению на нем и других торговых марок, что непременно приведет к увеличению спроса на изделия с бриллиантами.

"АЛРОСА" действительно добилась больших успехов на пути диверсификации производства, и во многом она уже отличается от "Де Бирс". Вопрос о целесообразности такого направления развития компании скорее всего следует задавать ее руководству. Мне отвечать на этот вопрос как-то некорректно.

- Но что удерживало "Де Бирс" в течение ста лет ее существования от такого пути развития? Ведь, как утверждают в "АЛРОСА", прибыль от реализации ювелирных изделий достигает 700%.

- Во-первых, как добывающая компания "Де Бирс" считает невозможным развивать гранильное производство, так как в этом случае пришлось бы вступать в конкуренцию со своими клиентами. Во-вторых, гранильная индустрия весьма специфична: если вы проедете по мировым центрам обработки алмазов - Бомбей, Тель-Авив, Антверпен, то убедитесь, что это в основном семейный бизнес, который ведется из поколения в поколение. Эта специфика производства бриллиантов заставляет задуматься о способности выдержать конкуренцию с такого рода бизнесом.

- Недавно "Де Бирс" из корпоративной компании стала частной. Не пострадали ли миноритарные акционеры при такой трансформации, как это часто происходит в России?

- Такая ситуация в России возможна из-за того, что рынок ценных бумаг у вас еще достаточно молод. На Западе он уже сформировался и функционирует при наличии жестких правил и регулирующих законов. Поэтому как раз у наших миноритарных акционеров все карты были на руках. Именно они диктовали свои условия. Если бы условия сделки их не устраивали, то они могли бы отказаться, тем самым воспрепятствовать преобразованиям. Так, в ходе процесса компании пришлось повысить цену выкупа акций. Конечная цена, если я не ошибаюсь, превышала рыночную на 60%.

- Участвует ли ваша компания в каких-либо проектах по разведке или добыче алмазов в России?

- В настоящее время нет. Но мы считаем, что Россия - весьма перспективная страна в плане поиска, разведки и добычи алмазов. Если будет создан соответствующий инвестиционный климат, то компания не упустит возможности принять участие в таких проектах. Как говорится, никогда не говори "никогда".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1151
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1022
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1950
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
868

Другие новости