0
1054
Газета Экономика Интернет-версия

24.07.2002 00:00:00

"Мы не могли предусмотреть провал в сборе налогов"

Тэги: задорнов, государство, долги, выплата


- Михаил Михайлович, соотношение курса доллара и евро меняется в пользу европейской валюты. Наш внешний долг номинирован в долларах. Если учитывать негативную для нас курсовую динамику, какую сумму мы должны выплатить в 2003 году?

- В проекте бюджета, который обсуждался 13 июня на заседании правительства, указывалась сумма в 17,2 миллиарда долларов. При расчетах на следующий год правительство закладывало курс 96 центов за 1 евро. То есть более низкий курс евро, чем сегодня. Однако окончательный прогноз будет делаться при принятии бюджета примерно в октябре. Пока невозможно подсчитать, к каким потерям может привести последнее изменение курсовой динамики. По грубым подсчетам, падение доллара относительно евро на 10 центов - это около полумиллиарда долларов дополнительных процентных платежей по внешнему долгу.

- Правительство объявило, что не сможет сформировать финансовый резерв в полном объеме. Фактически это означает, что у государства будет меньше денег на выплату внешнего долга...

- За счет того, что существенная часть долга была либо погашена, либо выкуплена в предыдущие годы, следующий год вовсе не является критическим. В прошлом году, в той или иной форме, государство погасило или выкупило более 22 миллиардов долларов. В этом году, даже без операций на открытом рынке, государство выплатит 14,5 миллиарда долларов. Как видите, разрыв между 14,5 и 17 миллиардами не является фатальным. На начало этого года в финансовом резерве находилось 81 миллиард рублей. Однако в этом году он не поднимется на планируемый уровень в 190 миллиардов. Но эти 81 миллиард составляют примерно 2,5 миллиарда долларов - то есть ту самую разницу между внешними платежами текущего года и года следующего. Даже если бы резерв совсем не увеличился, для страны условия выплат были бы такими же, как и в этом году. Проблемы 2003 года как таковой не существует.

- Откуда же возьмутся деньги на погашение долга?

- Процентные платежи уже заложены в расходах. Вопрос в том, за счет чего погашать основную сумму долга. Во-первых, в бюджет заложен профицит, хотя и не такой большой - 0,8% ВВП, это 3 миллиарда долларов. Во-вторых, средства от приватизации - это еще 51 миллиард рублей, или около 1,5 миллиарда долларов. В-третьих, сальдо операций с драгоценными металлами. Это продажа на внешнем рынке минус расходы внутри страны на пополнение госзапасов и резервов, что дает еще около 0,5 миллиарда долларов. Четвертый источник, который де-факто используется и в этом году - это превышение заимствований на внутреннем рынке над погашением внутреннего долга. То есть будет выпущено государственных ценных бумаг больше, чем будет погашено. Из этого источника правительство намеревается взять еще примерно полмиллиарда-миллиард долларов. И, наконец, последним источником станет финансовый резерв. Он хоть и не увеличится, на сколько предполагалось, но все же вырастет на ощутимую сумму.

- На какую сумму увеличится финрезерв, по вашим прогнозам?

- Сейчас непонятно, в какой мере правительство будет вынуждено предложить откорректировать бюджет из-за стихийных бедствий. По разным оценкам, это от 10 до 14 миллиардов рублей - только по южным районам. Сейчас вы видите, что происходит в Приморье. Если будет выделено дополнительно даже 10 миллиардов рублей, это сократит финансовый резерв. Пока можно сказать, на какую сумму он точно будет меньше, - это сумма дополнительных расходов, направленных на повышение денежного довольствия военнослужащим и дополнительную помощь регионам. Часть из них пошла за счет секвестрирования других расходов бюджета, но часть - примерно 20 миллиардов рублей - "съест" финансовый резерв. Кроме того, очевидно, что МНС не дотягивает до планки, установленной бюджетом. Я не уверен, что во втором полугодии министерство сможет компенсировать те 36 миллиардов рублей, которые оно потеряло в первом. Если считать грубо, то это еще 30, а может быть и 40 миллиардов, которые не будут собраны. В целом 50-60 миллиардов рублей - реальная оценка потерь финансового резерва, то есть не более 130 вместо 190 миллиардов запланированных правительство будет иметь на конец года.

- Стихийные бедствия - это форс-мажорные обстоятельства. Но почему возникла такая разница между прогнозом и реальными показателями?

- Сбор налогов идет не так хорошо, как это предполагалось.

- Правительство не предполагало. А Дума?

- Депутаты этого тоже не предполагали. Мы считали, что план достаточно напряженный, но выполнимый. Тем более что с марта цены на нефть держатся выше, чем оптимистичные бюджетные прогнозы в 23,5 доллара за баррель российской экспортной нефти. Казалось бы, при такой благоприятной ситуации доходы государства должны нормально собираться. Но май и июнь, когда пошлины на нефть приносили большие доходы, стали временем наибольшего провала по налоговым сборам. Темпы экономического роста при расчетах бюджета закладывались на уровне 4,3%. По итогам первого полугодия рост составил примерно 3%. Но это не критический разрыв. Инфляция, как мы и предполагали, опережает официальный прогноз. И, казалось бы, по базовым, фундаментальным параметрам доходы должны собираться. Тем не менее МНС их не собирает. И видно, что это тенденция.

- Помимо очевидных просчетов в налоговой политике не слишком ли много государство взяло на себя социальных обязательств?

- Вторая причина существующих проблем - это дополнительные расходы на повышение денежного довольствия военнослужащим и повышение заработной платы другим бюджетникам. На это Дума как раз и обращала внимание правительства. При прохождении бюджета мы совершенно четко говорили, что денег регионам придется дать больше, поскольку сами они увеличенную заработную плату не осилят. Мы ожидали даже большего разрыва между потребностями регионов и реальной помощью из федерального бюджета. Когда планировалось увеличение заработной платы, было ясно, что регионам надо было дать больше доходных источников или оказать им большую финансовую помощь. Ни то, ни другое сделано не было. Правительство рассчитывало, что у субъектов Федерации появятся свои доходные источники. Однако налоги не собираются так хорошо, как изначально планировалось. И ясно, что у территорий, как и у федерального бюджета, этих источников не появилось. То, что не сделано при рассмотрении бюджета, приходится делать в ходе его исполнения. Регионам уже отсрочили возврат ссуд на 10 миллиардов рублей. И оказали дополнительную помощь в пределах 10 миллиардов. Эти 20 миллиардов рублей - это дополнительные расходы, не предусмотренные бюджетом. Такого же масштаба сверхплановые расходы на военнослужащих.

- Можно ли каким-то образом прирастить финансовый резерв?

- Эти деньги можно разместить на внешних рынках. Но, насколько мне известно, это сейчас не делается. Однако это необходимо, поскольку в противном случае финрезерв, находясь в рублях, обесценивается. Его просто съедает инфляция.

- Получается, что у нас есть проблемы не только с уменьшением финрезерва вследствие дополнительных расходов и снижения доходов, но и из-за того, что он просто лежит мертвым грузом?

- Да. Финрезерв, который находится на счетах казначейства, съедается инфляцией и обесценивается по отношению к доллару. На те же самые 80 миллиардов рублей в начале года и к концу года можно купить разное количество долларов для выплат по внешнему долгу.

- Можно ли уменьшить внешний долг за счет его конвертации в акции российских предприятий?

- Эта идея выдвигалась премьером Михаилом Касьяновым в течение 3 лет. Но нет ни одной сделки. Это говорит только о том, что идея не работает.

- Есть версия, что правительство смогло уменьшить сумму долга за счет скупки государственных еврооблигаций...

- Я думаю, что существует реальная возможность уменьшения объемов выплат. Не секрет, что российские инвесторы продолжают приобретать еврооблигации и что за некоторыми из них может стоять государство. Правительство не говорит, какая доля облигаций 4-го транша ОВВЗ и еврооблигаций, погашаемых в 2003 году, реально уже выкуплена правительством через различные каналы. Окончательно можно будет ответить на этот вопрос только тогда, когда правительство "расшифрует" все эти 17,2 миллиарда долларов. Известно, что 10,8 миллиарда - это погашение основной суммы долга, и примерно 6,5 миллиарда долларов - это проценты по долгам. Около 2,7 миллиарда долларов мы должны выплатить в 2003 году МВФ и Всемирному банку. Около 4 миллиардов - правительствам, прежде всего Парижскому клубу. Но пока совершенно неясно, какие суммы закладываются на погашение облигаций ВЭБ и еврооблигаций. А это как раз та самая сумма, где можно добиться экономии при выплатах.

- Значительную часть средств правительство собирается привлечь на внутреннем рынке. Какое влияние на этот процесс может оказать ситуация на американских рынках?

- Никакого. Доходность на внутреннем рынке целиком определяется спросом и предложением внутри страны. Она полностью контролируется Минфином и сейчас находится на уровне 15% годовых в рублях. То есть двигается вслед за инфляцией, может быть, чуть-чуть ее превышая. Если Минфин будет проводить эти заимствования постепенно, он совершенно спокойно сможет разместить дополнительный объем государственных облигаций. Объем внутреннего рынка облигаций сейчас составляет около 180 миллиардов рублей. Это очень незначительная величина, особенно если ее сопоставить с величиной бюджетных расходов. Новые облигации рынком будут востребованы.

- Может ли политика государства на внутреннем рынке привести к той ситуации, которая сложилась в 1997-1998 годах?

- Этого не может быть по определению. Внутренний долг и по своему объему, и по срокам погашения ничему не угрожает. Если мы посмотрим на соотношение государственного долга, то увидим, что весь внутренний долг - примерно 600 миллиардов рублей, или 20 миллиардов долларов. Это меньше 7% ВВП. А в 1998-м перед кризисом объем внутреннего долга составлял порядка 60 миллиардов долларов. Во-первых, в долларовой оценке он был в 3 раза больше, чем текущий. А во-вторых, этот долг был очень коротким. Средний срок его погашения составлял всего 6 месяцев. А сейчас большая часть долга - это 2-3-летние бумаги. Еще одно принципиальное отличие состоит в том, что из внутреннего долга финансировался дефицит бюджета. Сейчас бюджет профицитный, и правительство диктует свои условия на рынке, а не рынок диктует ему свои условия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1113
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1002
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1901
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
847

Другие новости