0
1009
Газета Экономика Интернет-версия

16.05.2003 00:00:00

На диван!

Тэги: сша, экономика, рынок, реклама


Тенденции американского рынка рекламы достаточно четко отражают изменения в экономике этой страны и в стиле жизни ее граждан. Граждан США все меньше призывают путешествовать, даже до супермаркета и обратно, и во все большей степени избегать лишних телодвижений: покупать товары с доставкой на дом, меньше готовить... Неудивительно, что в результате американцам приходится больше тратить на лекарства.

Еще недавно компании "новой экономики" являлись одним из лидеров рынка рекламы, инвестируя сотни миллионов долларов в продвижение своих услуг. Так, по итогам 2001 года по этому показателю они занимали пятое место. В 2002 году рекламные бюджеты компаний "новой экономики" сократились более чем на 200 млн. долл., в результате чего в рейтинге крупнейших инвесторов в рекламу эта отрасль скатилась сразу на четыре позиции.

Не менее сильным ударом по рекламному рынку стали последствия терактов 11 сентября 2001 года. Граждане США по-прежнему опасаются летать на самолетах и вообще путешествовать. Целый ряд авиакомпаний Северной Америки и по сей день находится в кризисе. Соответственно и рекламные бюджеты транспортных компаний (в первую очередь авиационных), а также отелей и туркомпаний сократились довольно существенно - почти на 50 млн. долл.

В число аутсайдеров рейтинга попали также предметы роскоши и финансовые услуги. Оно и понятно - американская экономика в 2002 году пребывала в рецессии. Соответственно заработать на финансовых рынках становится все сложнее, и объем рекламы финансовых институтов снизился, хоть и незначительно. Что до предметов роскоши, то спрос на них в период кризиса по понятным причинам снижается.

Пытаясь вывести экономику из кризиса, Федеральная резервная система - аналог нашего Центрального банка - несколько раз снижала учетную ставку. Для простых людей это вылилось в снижение ставок по ипотечным кредитам. Отсюда и рост рекламной активности компаний, работающих на рынке недвижимости, а также и страховой отрасли. Мало того, что купленный дом, равно как и его владелец, при заключении ипотечного договора должны быть застрахованы, стагнация в экономике для американских граждан - вообще хороший повод задуматься о будущем и приобрести на всякий случай страховой полис.

Еще одной интересной тенденцией рынка является падение рекламных бюджетов у ритейловых корпораций - крупных супермаркетов и т.д. - при одновременном его росте у компаний прямых продаж - "магазинов на диване". Американцев все сильнее стимулируют покупать товары, сидя на диване. Вполне может быть, что это один из отголосков интернет-бума конца 90-х, создавшего у американцев привычку покупать товары, не выходя из дома. Но если магазины в сети перебиваются с хлеба на воду, то их коллеги из телешопов по крайней мере располагают гигантскими рекламными бюджетами.

С другой стороны, увеличение объемов рекламы еще не свидетельствует о том, что отрасль демонстрирует столь же высокие темпы роста. Например, лидер по объемам затрат на продвижение товаров - автомобильный рынок - находится во всем мире, за исключением, правда, таких стран, как Россия или Китай, не в лучшей форме. Автопроизводители тем не менее наращивают рекламные бюджеты, пытаясь побудить потребителей покупать больше.

В принципе те же процессы идут и на видео- и аудиорынках. Важнейшая их составляющая - рынок продажи звукописей - который год находится в кризисе: объемы продаж CD у ведущих рекорд-компаний не демонстрируют существенного роста с тех пор, как на рынок, собственно, и вышел такой носитель, как компакт-диски. На коммерческий успех сегодня претендуют не более чем два из десяти альбомов, зато уж в их продвижение деньги вкладывают не считая.

Однако абсолютным лидером по приросту рекламных бюджетов стали производители лекарств. И в 2003 году им, судя по всему, ничего не угрожает. Тратить больше на их товары население Соединенных Штатов помимо всего прочего заставит и новый глобальный вызов - атипичная пневмония.

Товары и услуги, на продвижение которых было потрачено больше всего денег в 2002 году

Товары и услуги Рекламные расходы в млн. долл., 2002 год Изменение в % к 2001 году
1 Автомобили 1799,00 4,80
2 Компании прямых продаж 1589,60 3,40
3 Лекарства, медикаменты 1334,10 18,50
4 СМИ и рекламные агентства 1067,20 6,20
5 Косметика и средства по уходу за телом 811 3,10
6 Сети розничных продаж 783 -1,00
7 Транспортные компании и отели 750,4 -6,50
8 Финансовые услуги 735,9 -2,30
9 Компьютеры, интернет, "новая экономика" 730,3 -15,90
10 Готовая одежда 538 -8,00
11 Мясомолочные и хлебобулочные изделия 415,5 4,80
12 Видео и аудио 365 8,70
13 Развлечения и сопутствующие услуги 330,3 1,00
14 Страховые компании и агентства недвижимости 311,7 7,80
15 Производители спиртных напитков 307,6 -3,40
16 Производители товаров гигиены 307,2 0,80
17 Средства по уходу за волосами 300,5 9,20
18 Ювелирные украшения и часы 291,6 -5,90
19 Готовая еда 287,6 15,20
20 Мебель и аксессуары для дома 282,1 2,60

Источник: PIB/CMR. Цит. по изданию Mediaweek.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
1008
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1717
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1245
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
700

Другие новости