0
1138
Газета Экономика Интернет-версия

16.06.2004 00:00:00

Ташкент дал «зеленый свет»

Тэги: путин, узбекистан, каримов, переговоры, нефть


путин, узбекистан, каримов, переговоры, нефть Ислам Каримов рассчитывает привлечь в Узбекистан крупные инвестиции.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Сегодня в Ташкенте открывается встреча лидеров государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В рамках данного форума состоится прогнозировавшаяся и важная по своей политической нагрузке двусторонняя встреча президентов России и Узбекистана. При этом обращает на себя внимание тот факт, что за последние полтора года это уже будет третья встреча Владимира Путина и Ислама Каримова. Самаркандская (август 2003 г.) встреча явилась отправной точкой, начавшей отсчет восстановительного после распада СССР процесса придания динамики всему комплексу двусторонних отношений. Однако именно нынешняя Ташкентская встреча считается экспертами знаковой с точки зрения запуска механизмов взаимной проверки на готовность к реальному долгосрочному сотрудничеству Москвы и Ташкента в новых геополитических условиях.

В этом контексте планируется подписание в присутствии двух глав государств третьего (наряду с другими российско-узбекскими нефтегазовыми проектами «УзПЕК» и «Шахпахты») соглашения о разделе продукции (СРП) между «ЛУКОЙЛом» и «УзбекНефтеГазом» по нефтяному месторождению «Кандым», которое можно считать свидетельством некоего прорыва в отношениях между Ташкентом и Москвой. С другой стороны, понятно, что будущее этих отношений во многом теперь будет зависеть от успеха реализации этих трех проектов СРП в энергетике Узбекистана.

Первое соглашение на условиях СРП было подписано правительством республики (компания «УзбекНефтеГаз» ) с американо-английской компанией «УзПЕК» на 20 лет с правом дальнейшей пролонгации, налоговыми и таможенными льготами и т.д. Но, увы, эксперимент, который лично курировал Ислам Каримов, себя не оправдал. В результате с 2003 года в «УзПЕК», не без личного согласия узбекского лидера, а также одобрения российского президента, пришли российские деньги, и проект стал российско-американо-английским с преобладанием именно российского капитала.

14 апреля 2004 года ОАО «Газпром» и компания «УзбекНефтеГаз» подписали второе в истории Узбекистана СРП по разработке газового месторождения «Шахпахты», которое предусматривает увеличение экспорта узбекского газа в Россию с 5 млрд. куб. м в 2004 г. до 10 млрд. куб. м в 2010 г. Ведет переговоры с узбекскими партнерами по еще одному проекту СРП российская нефтяная компания «СоюзНефтеГаз».

Узбекистан после распада СССР, как и другие страны Содружества, попытался найти свою нишу на внешнеполитическом и внешнеэкономическом поле. Ташкенту удалось наладить близкие отношения с США и рядом стран Западной Европы. Несмотря на известную во всем мире богатую мусульманскую историю, культуру и прочные религиозные традиции узбекского населения, Ислам Каримов, как прагматичный политик с определенными светскими воззрениями, сумел удержать страну от ускоренной «исламизации», чреватой, как показывает сегодняшний опыт многих стран, дестабилизацией политической обстановки и ухудшением социально-экономической ситуации.

Если сегодня дивиденды от внутриполитической линии для всех в мире очевидны, то с такой же уверенностью можно отметить, что особых преференций от быстрого сближения с США Узбекистан не получил. Если, конечно же, не считать таковыми размещение американских военных баз на своей территории. Что же касается главного, то есть американских инвестиций, то они в Узбекистан так и не пришли. Отношения со странами Западной Европы развиваются достаточно вяло и пока не приобрели для Ташкента характера экономически существенных.

Наряду с восточной мудростью, осторожностью и выдержкой, главной составляющей в имидже опытного экономиста Ислама Каримова в высшем российском руководстве считают его способность к стратегическому мышлению и проработке вероятных результатов внешнеэкономической политики. Аналитики отмечают, что до настоящего времени Исламу Каримову удавалось избегать заметных внешнеэкономических провалов. А это связано только с умением своевременно включать «стабилизационные» страховочные рычаги.

Многие аналитики выражают сомнение, что Ислам Каримов вряд ли преследовал тактические цели, готовя почву для «поворотной» в своих отношениях с Москвой самаркандской встречи с Владимиром Путиным. Понимая, что путинская Россия контрастно отличается от России ельцинской, а ее новое руководство умеет отличать маневры от реальных намерений, до настоящего времени узбекский лидер не давал повода усомниться в серьезности своих шагов, направленных на формирование взаимовыгодной инфраструктуры долговременного политического и торгово-экономического сотрудничества с ближайшим соседом.

После самаркандской встречи Путина и Каримова впервые за восемь лет заработала межправительственная комиссия, созданная по распоряжению двух лидеров. То есть бизнес получил важный «политический» сигнал, и такие нефтегазовые компании, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ» и «СоюзНефтеГаз» «двинули» свои активы в Узбекистан. Все три компании открыли в Ташкенте свои постоянные представительства.

Союз нефтегазопромышленников России в сентябре прошлого года высадил на территорию республики крупный «десант» российских компаний и специалистов в самых различных сферах энергетики. Переговоры и консультации завершились подписанием Соглашения о стратегическом сотрудничестве с национальной компанией «УзбекНефтеГаз», предусматривающего участие российских компаний в разведке и разработке месторождений, строительстве и модернизации трубопроводной инфраструктуры, сервисных контрактах и др.

В апреле 2004 г. в Москве учрежден Узбекско-Российский деловой совет. Он действует под эгидой ТПП двух стран, а в состав его соучредителей входят РСПП, крупнейшие российские банки, администрации ряда регионов России и т.д. То есть создана площадка для сближения бизнеса двух стран, «размена» интересами. С учетом структуры российского бизнеса можно утверждать, что западный капитал не заставит себя ждать и воспользуется возможностью разделить риски с российскими коллегами, которые, конечно же, имеют больший кредит доверия со стороны узбекских коллег.

В середине лета с.г. планируется подписание Соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленными палатами двух стран. Евгений Примаков получил личное приглашение от Ислама Каримова посетить Ташкент и, видимо, воспользуется гостеприимством своего давнего друга.

Узбекистану, конечно, есть чем заинтересовать российский бизнес. В стране солидная ресурсная база. Это не только нефть и газ, но и уран, золото, полиметаллы, хлопок. Для Узбекистана крайне важно поставлять России газ, транспортировать через свою территорию казахстанскую нефть и эффективно использовать остальную свою ресурсную базу. А для этого нужны крупные инвестиции. И, похоже, кроме России, никто их Узбекистану на взаимовыгодной основе предоставить пока не готов. Ислам Каримов, как опытный экономист, это прекрасно понимает. Ибо отсутствие инвестиций похоронит главное детище узбекского лидера – СРП.

По мнению аналитиков, от того, как сработает российский капитал при выполнении своих обязательств по реализации трех проектов СРП, зависит будущее российско-узбекских отношений и в целом международный инвестиционный имидж Узбекистана. Успех этого масштабного проекта – открытые ворота для вхождения в страну иностранного капитала. Не говоря уже о личном имидже Ислама Каримова. Не секрет, что на Востоке национальные интересы страны формируются первым лицом страны. Таковы традиции, такова история, и таков менталитет. Успех или провал того или иного экономического проекта тут расценивают как победу или поражение главы государства. Поэтому, без сомнения, оживление и развитие «УзПЕКа» после вливания в проект российского капитала, скорейшее начало и реализация проектов «Шахпахты» и «Кандым» будут находиться в сфере особого внимания и контроля Ислама Каримова и Владимира Путина.

Российский бизнес (пока доминирует энергетический) пришел в Узбекистан, как говорится, всерьез и надолго. Дело за «малым» – чтобы зеленый свет российскому бизнесу, зажженный Исламом Каримовым, не погас. С учетом структуры власти в Узбекистане, как полагают аналитики, можно предположить, что успеху трех проектов СРП будут содействовать все вовлеченные государственные и иные органы и организации. Важно только, чтобы они не стали разменной картой в большой геополитической игре. Что касается российских участников проекта, то от них требуется соблюдение своих контрактных обязательств и осознание того, что от успешной реализации первых проектов СРП во многом зависит будущее в отношениях между Россией и Узбекистаном в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
191
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
312
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
227
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
128

Другие новости