0
731
Газета Экономика Печатная версия

16.03.2007

Ползучий тариф

Тэги: жуков, ржд, фрадков, тарифы


жуков, ржд, фрадков, тарифы Александр Жуков объявил новые ориентиры роста цен для РЖД.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Естественные монополии одержали новую победу в борьбе за ускоренное повышение своих тарифов. Вчера на заседании правительства вице-премьер и глава совета директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Александр Жуков между делом сообщил премьеру Михаилу Фрадкову о том, что тарифы на железнодорожные перевозки будут расти в полтора раза быстрее, нежели планировалось ранее. По его словам, «потребуется дополнительная индексация на 2008 год до 11%», и этот вопрос уже обсуждался с Минэкономразвития и Минфином. Жуков отметил, что теперь ведомству Германа Грефа «придется внести корректировки в сценарные условия и взять это за основу при подготовке бюджета» на следующие три года. Отметим, что ранее предполагалось, что в 2008 году железнодорожные перевозки подорожают всего на 7%.

Решение о сверхплановом подорожании железнодорожных перевозок, влекущее за собой общее повышение инфляции, было принято спустя два с половиной месяца после того, как ускоренного роста тарифов на свои услуги добились РАО «ЕЭС» и «Газпром». За три дня до окончания 2006 года правительство приняло революционное решение об опережающем росте цен на услуги госмонополий. Причем «тарифная революция», как и вчера, прошла без шума и дискуссий. До этого минимум полгода власти уверяли население в том, что не позволят газовикам и электроэнергетикам раздувать инфляцию.

В последних прогнозах МЭРТа предусмотрено, что цены на пассажирские железнодорожные билеты будут увеличиваться вдвое быстрее, чем средний рост цен по стране. А цены на газ для населения будут увеличиваться еще быстрее – в три-четыре раза выше темпов инфляции. В октябре правительство обещало снизить ежегодный рост тарифов на электроэнергию с 11–13% в 2007 году до 8,5% в 2009 году. Однако сегодня график роста цен выглядит иначе: в 2008 году электроэнергия подорожает для населения на 14%, в 2009-м – на 15%, а в 2010-м – на 18%. Еще быстрее вырастут цены на газ – на четверть в 2008 году и еще на 27,7% в 2009 и 2010 годах.

Единственным исключением до вчерашнего дня можно было считать тарифы на грузовые перевозки, для которых планировался рост практически «по верхней планке» прогнозируемой инфляции: на 7% – в 2008 году, на 6,8% – в 2009 году и 6,5% – в 2010 году. Однако судя по всему, в феврале железнодорожникам удалось убедить министров в пользе роста цен на грузоперевозки и пассажирские билеты.

Первые признаки победы железнодорожной монополии обнаружились в начале недели, когда два чиновника МЭРТа в один голос объявили «о проблемах ОАО «РЖД» с выплатой зарплат и капитальным ремонтом». Геннадий Куранов и Олег Засов – заместители директора департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа объявили на брифинге в понедельник, что ведомство Германа Грефа в принципе согласилось еще раз повысить тарифы на железнодорожные перевозки в следующем году. Правда, оба чиновника пообещали, что рост железнодорожных тарифов практически не скажется на общем уровне инфляции и не потребует пересчета параметров экономического прогноза до 2010 года.

С мнением представителей МЭРТа не согласен эксперт Института проблем естественных монополий Тигран Саакян. «Рост индексации железнодорожного тарифа приведет к повышению общего уровня инфляции, поскольку в структуру себестоимости очень многих товаров входят железнодорожные транспортные расходы», – уверен экономист.

Тем не менее, несмотря на новый виток пересмотра тарифов, официальный прогноз МЭРТа по инфляции пока не изменен: 6–7% в 2008 году и 5,5–6,5% в 2009 году. При этом темпы роста на пассажирские перевозки составят в 2008 году до 14%, а в 2009 году – до 13%.

Кроме населения главными пострадавшими от роста тарифов окажутся металлурги и угольщики, которые возят сырье и свою продукцию на многие тысячи километров, считает аналитик компании «Финам» Владимир Сергиевский.

Примут ли участие в новом раунде гонки тарифов другие госмонополии – пока неясно. «Вряд ли корректировка железнодорожных тарифов вызовет рост тарифов в газовой и электроэнергетической отраслях, особенно с учетом того, что индексация тарифов в них и так превышает темпы инфляции», – говорит Саакян. Тем не менее до утверждения в апреле проекта трехлетнего финансового плана формального запрета для этого нет.

В то же время в пресс-службе РЖД не считают, что обещанное Жуковым повышение тарифов полностью устаивает монополию. Представители РЖД напомнили, что ранее они настаивали на увеличении тарифов на грузоперевозки в 2008 году на 13,5%. По мнению железнодорожников, меньший рост тарифа не учитывает удорожание потребляемой компанией промышленной продукции и может иметь катастрофичекие последствия из-за недоинвестирования в обновление подвижного состава и инфраструктуры.

Динамика инфляции и тарифов на услуги естественных монополий до 2010 года
Показатели в % к декабрю предыдущего года
2006 2007 2008 2009 2010
Инфляция 9 7–8 6–7 5,5–6,5 5–6
Электроэнергия для населения 16,7 13 14 15 18
Газ для населения 11,9 15 25 27,7 27,7
Железнодорожные перевозки грузов 7,5 8 10 (11)* 8,5 7,5
Пассажирские железнодорожные перевозки 12 12 14 13 12
Услуги ЖКХ для населения в среднем по России 17,9 15 17 18–19 18–19
* – по словам Жукова
По данным Минэкономразвития

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ОСАГО может  подорожать до уровня КАСКО

ОСАГО может подорожать до уровня КАСКО

Анатолий Комраков

Автомобилисты, финансисты и страховщики никак не договорятся

0
365
Граждане переплатят за газ более 2 миллиардов рублей

Граждане переплатят за газ более 2 миллиардов рублей

Анастасия Башкатова

Но поставщикам энергоуслуг все равно этого мало

0
2090
Гражданам предстоит оплатить и инфляцию, и рост налогов

Гражданам предстоит оплатить и инфляцию, и рост налогов

Ольга Соловьева

Коммунальщики перекладывают увеличение НДС на население

0
3241
Причин для спада в 2019 году становится все больше

Причин для спада в 2019 году становится все больше

Михаил Сергеев

В России ожидается сокращение спроса, рост налогов, тарифов и цен

0
4658

Другие новости

Загрузка...
24smi.org