0
618
Газета Экономика Печатная версия

12.09.2008

Сенаторы не поверили Кудрину

Тэги: дума, бюджет, минфин, кудрин


Сегодня коллегия Счетной палаты должна утвердить замечания к трехлетнему бюджету на 2009–2011 годы, который правительство внесло в Госдуму. Вчера на парламентских слушаниях в Совете Федерации сенаторы и аудиторы раскритиковали трехлетнее бюджетное планирование как «непредсказуемое и нестабильное» и указали Минфину, что почти половина статей нового проекта противоречит действующему федеральному закону о «бюджетной трехлетке».

«Ближайшая трехлетка будет более сложной, чем успешный 2008 год, самый лучший год в истории и в обозримом будущем по увеличению нефтегазовых доходов бюджета», – заявил вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на парламентских слушаниях в Совете Федерации (СФ). По его словам, доходы федерального бюджета будут постепенно сокращаться в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). Если в текущем году доходы казны составят около 22,5% ВВП, то в 2009 году они упадут до 21,2%, в 2010 году – до 19,8%, а в 2011 году – до 19% ВВП.

При этом расходы федерального бюджета – напротив – будут увеличиваться с 16,8% ВВП в 2008 году до 17,5 и 17,4 в 2009 и 2010 годах соответственно. Одновременно будет расти и зависимость бюджета от текущих мировых цен, при этом риск текущего дефицита также будет нарастать. Если критический уровень бездефицитного бюджета в 2006–2007 годах находился на уровне среднегодовых цен на нефть марки Urals в 27 долл. за баррель, то в 2009 году эта критическая цена достигнет 70 долл., а в 2010-м – 71 долл. «Если будет принято решение о снижении НДС, то критическая цена нефти для бюджета приблизится к 100 долларам, поэтому я строго прошу депутатов не повышать риски для бюджетной системы», – подчеркнул вчера Кудрин.

Тем не менее расходы федерального бюджета в реальном выражении Минфин планирует увеличить в 2009 году на 12,2%, в 2010 году – на 6,9%, в 2011 году – на 2,7%. По словам вице-премьера, в 2009 году впервые расходы по статье «национальная экономика» выйдут на первое место по объему и составят 2,26 трлн. руб. Основные расходы по этой статье – строительство дорог, поддержка сельского хозяйства и другие капитальные вложения, не связанные с социальными целями, а также субсидии предприятиям на выплату процентов по кредиту и на увеличение уставного капитала.

На втором месте по объему расходов в 2009 году будут межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам – 1,958 трлн. руб. По словам Кудрина, это связано с тем, что растущий дефицит Пенсионного фонда России будет в значительной степени компенсироваться за счет федерального бюджета.

Третье место по величине расходов в бюджете 2009 года занимает статья «Образование» (1,853 трлн. руб.), четвертое – «Национальная безопасность» и правоохранительная деятельность» (1,329 трлн. руб.), пятое – здравоохранение (1,285 трлн. руб.) и шестое – «оборона» (1,28 трлн. руб.).

Однако подробное распределение всех бюджетных расходов до 2011 года не очень впечатлило сенаторов. Многие из них считают, что при гигантских ошибках в прогнозах само трехлетнее бюджетное планирование почти потеряло смысл. «Правительство в 2008 году дважды меняло основные характеристики федерального бюджета на 2008–2010 годы, из-за чего ВВП 2009 года был пересмотрен на 22,5%, доходы – на 27,5%, а расходы – на 17,4%», – отмечается в проекте рекомендаций СФ. В связи с такими радикальными изменениями члены СФ рекомендуют «минимизировать внесение поправок», что повысит предсказуемость и стабильность федерального бюджета.

При этом фактический пересмотр бюджета далеко не всегда объясняется скачками мировых цен на нефть. «Ненефтегазовые доходы на 2008 год были скорректированы на 10,7%, или почти на 1,6% ВВП», – отмечают эксперты бюджетного комитета СФ.

С похожими замечаниями выступили вчера и представители Счетной палаты (СП). «В заключение СП будет отмечено около 10 претензий и замечаний к проекту бюджета. Так, в законопроекте существенно изменены объемы межбюджетных трансфертов, что противоречит федеральному закону от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», – заявил вчера аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. По его словам, в бюджет-2009 включены шесть федеральных целевых программ (ФЦП) с бюджетом около 53 млрд. руб., которые еще даже не утверждены правительством. Кроме того, бюджет никак не учитывает особенности территориального развития и схему территориального размещения производственных мощностей. «В проекте фактически не решается задача развития депрессивных территорий», – считает Рябухин. С ним согласна и директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. По ее словам, разрыв в бюджетной обеспеченности регионов увеличивается с 33,9 раза в 2008 году до 41,7 раза в 2009 году. И даже после трансфертов на выравнивание разница в бюджетной обеспеченности вырастает с 5,4 в 2008 году до 6,5 в 2009 году.

Невозможность надежного прогнозирования экономики на среднесрочную перспективу признал вчера и директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Геннадий Куранов. По его словам, до детального статистического обследования экономики в 2012–2015 годах все прогнозы правительства остаются ненадежными. Однако к многократным ошибкам в прогнозировании, например, инфляции чиновник относится философски. «После кризиса 1998 года правительство Евгения Примакова в приказном порядке обязало утвердить крайне спорный годовой прогноз роста цен в 30%. Но такое административное прогнозирование дало положительный эффект, помогло сбить инфляционные ожидания и стабилизировать рост цен», – напомнил Геннадий Куранов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Оппозиционные предвыборные проекты продолжают множиться

Оппозиционные предвыборные проекты продолжают множиться

Дарья Гармоненко

В Мосгордуму зовут муниципальных депутатов

0
734
Законодательная дума отложила рассмотрение поправок об ограничении власти губернатора Хабаровского края

Законодательная дума отложила рассмотрение поправок об ограничении власти губернатора Хабаровского края

0
836
Госдума отменила норму, которая позволяла лишать депутата права выступать в зале

Госдума отменила норму, которая позволяла лишать депутата права выступать в зале

0
848
Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
1881

Другие новости

Загрузка...
24smi.org